Звука Бесконечность — Света Вечность

 

Французский термин «смычок» -«baguette» — имеет дополнительный смысл — грациозная, изысканная, волшебная палочка, способная вызывать все краски необъятного мира из скрипки, альта, виолончели… в динамике от еле слышного шёпота — до львиного рыка !!!!
И эта потрясающая разница в звучании одного и того же инструмента под разными смычками настолько яркая и завораживающая, что музыканты постоянно находятся в поиске именно той тросточки, которая даст возможность им лучше играть, а инструменту- лучше звучать … и есть за что «бороться» -это 30-40 % против аналогичной немецкой или английской трости !
И если Брюлов говорил : — Вот в этом «чуть-чуть» и заключается искусство !, то увеличение качества на треть — это достаточно серьёзный плюс к профессионализму исполнителя.

 

 

Туртовский смычок — это обильная выдача звука любой частью трости при любом
направлении ведения. Здесь не нужно экономить ход. Рука действует от плеча, побуждая к широкой фразе, обобщающей детали и даже пренебрегающей ими. При игре таким смычком становится проблематичен скорее анализ, чем синтез музыкальной речи.

 

Волос в смычках, конечно же конский — это все знают …
Но вот с каких лошадок — это знают не все .
Всё просто :  самым-самым считают волос из хвостов
монгольских лошадей : т.е. соответствие цены и качества.

Монгольский конский волос купить

 

В чём фишка ?

Качество волоса определяют по эластичности и цепкости.

При натяжении качественный волос будет тянуться , а после нанесения канифоли ( без излишеств )  будет давать чёткий и без призвуков тон .

Есть и более дорогие сорта , например: волос американских мустангов (правда, подходит он только для виолончельных и контрабасовых смычков ), волос сибирских лошадок… (но цена!)

 

 

По поводу волоса необходимо сделать важные замечания , особенно для начинающих исполнителей :

 

1. Экономить на вставке нового волоса — значит привести свой смычок в недееспособное состояние :

потеря волоса с игровой стороны влечёт за собой искривление трости , что в итоге обойдётся дороже — придётся приспосабливаться , т.е. тратить огромное количество сил и психической энергии на контроль за смычком вместо того , чтобы играть МУЗЫКУ. Не говоря уже о том , что коррекция трости — процедура дорогостоящая и продолжительная и , к несчастью , рискованная. А постоянное скопление канифоли и грязи на трости попросту разрушают структуру дерева.

 

2. Большинство музыкантов думают : чем больше волоса , тем больше звука .

Ошибочно. Наиболее качественный звук извлекается небольшой лентой волоса — буквально в два слоя . Законы физики — существуют. Колебания струны попросту гасятся большим количеством волоса, что провоцирует исполнителя с излишнему форсированию (давлению), что , на самом деле , приводит к ещё большему демпфированию звука …

 

3. Длина волоса меняется от температуры и влажности воздуха .

 

Вывод :

минимальное условие для нормальной жизни смычка — это смена волоса хотя бы дважды в год , на зимний и летний период. При нормальном графике работы и занятий , по 6 — 8 часов в день, необходимо менять волос четыре раза в год .

Исполнитель не должен себя ограничивать одним смычком. На это есть свои причины:
один смычок великолепно подходит для оркестровой игры(это,как правило,недорогие немецкие модели),

другой — больше подходит для камерной музыки,
третий — отличный для ежедневных занятий(более лёгкий),
четвёртый — наиболее подходящий для концертных выступлений с оркестром.

Кроме того, смычки соотносятся и к исполняемым музыкальным стилям :

для барочной музыки просто необходим барочный смычок, с его неповторимым деташе,
переходные модели (Pere Tourte, Adam) идеально подходят для исполнения музыки ранних классиков — Моцарта, Шуберта, Бетховена…   для Паганини, Венявского, Сарасате незаменимым будет смычок Вуарена, Сартори с их бриллиантовым летучим стаккато и другими эффектными штрихами.

 

Даже опустив все игровые преимущества хорошего смычка — это просто хорошее вложение денег . За последние годы цена на трость старого французского мастера растёт быстрее, чем цена на старые инструменты.

 

Чем же всё-таки отличаются смычки один от другого ?

Намного проще сказать-что в них общего !
Во всех смычках вставлен конский волос .
Дальше начинаются различия …

Каждый смычок — это акустическая индивидуальность !

Как и скрипки, альты, виолончели …

 

Почему?

 

Это зависит от структуры дерева. Акустические качества, сила и громкость звука базируются на качестве материала. Если смычок не будет резонировать в ответ на каждый звук инструмента — он будет попросту глушителем. Идеальная трость своим резонансом возбуждает все обертоны, тем самым придавая неповторимую тембральную окраску инструменту; более того — трость, как говорят, «лежит» в руке, абсолютно комфортно предоставляя исполнителю весь спектр штриховой техники, по всей своей длине даёт тонкое ощущение вибрации струны.

 

Чувствительность смычка зависит от таких параметров: вес,баланс и упругость трости.

Весовые категории таковы :

Скрипка 55 — 65 грамм

Альт 68 — 74 грамма

Виолончель 77 — 88 грамм

 

Баланс (т.е. точка равновесия) до колодки при спущеном волосе от 16,5 до 19 см соответсвенно. Если баланс смещён к шпицу — трость кажется тяжёлой, если к колодке — легче. При выборе смычка нельзя не принимать это во внимание. Часто смычок со смещением точки равновесия к шпицу даёт размашистый, крупный рикошет, но плохо управляемый … Необязательно более тяжёлая трость даёт больше звука … и т.д. Существует масса мелочей, незаметных на первый взгляд, но , составляющих, по сути, ту тончайшую ткань истинного творения искусства, о которой часто говорят :

— Тю, да тут же ничего сложного !!!

 

Хороший смычок — тот который извлекает из инструмента мощный и тембрально насыщенный звук при наименьшем давлении и совсем не обязательно он должен быть жёстким! Трость должна быть эластичной, податливой, давать возможность лёгкого контроля за ньюансами, но в тоже время она должна быть достаточно упругой, чтобы при давлении не проваливаться до струны, не заглушать колебания.

 

 

Цена .

 

Как выбрать смычок для себя любимого (себе любимой), за который стоит заплатить денег ???

 

Цены на современные трости складываются на рыночных основаниях, т.е. в зависимости от репутации мастера, которая основана на успешных его работах , которые используются по назначению исполнителями. Но, по большому счёту, это не даёт гарантии того , что каждое произведение мастера будет обязательно высочайшего качества. Мастера — тоже люди — имеют право на ошибки!

 

Спрос диктует предложение. Дефицит предложения вызывает рост цены  ( ну , здесь не лекция по экономике :))
Дерево играет большую роль и , соответственно , сказывается на цене : бразил и кампеш — это «коммерческая» порода дерева, т.е. используется для изготовления смычков поточных (фабричных). Современные мастера используют фернамбук даже не в силу сложившихся традиций, а просто по причине той экологической и биохимической ситуации в живой природе, которая имеет место быть.

Интересный факт : фернамбук изначально завозили в Европу в качестве текстильного красителя .

 

Колодки , обычно , делают из чёрного дерева в серебре или нейзильбере . Колодки из мамонтовой кости или черепашьего панциря в золоте удваивают цену на смычок . И не потому, что колодка такая, а потому что дерево для трости выбрано наилучшее. Все остальные украшательства не прибавляют в цене нисколько.

 

Трости без клейма ценятся ниже. Как правило это мануфактурные и фабричные смычки.
Трость без клейма оценивается только по своему достоинству — чтобы быть ценной , она должна быть необычайно удивительного качества , «играбельности» , «божественного звучания».

Франсуа Ксавьер Турт, к примеру, никогда не клеймил своих смычков.
Цены на антикварные смычки — удивительная тема. Цена растёт не от «играбельности» трости , а от принадлежности руке выдающегося мастера, т.е. оцениваются как произведения искусства.

 

Смычки изнашиваются, как и люди… Но современные трости могут соперничать с выдающимися образчиками прошлого и в звуке и в штрихах. Смычок, сделанный из хорошего дерева не потеряет своей функциональности и звука очень долго… и через десятки лет его цена только вырастет. Чего не скажешь об изначально плохом смычке. Важный момент — смычок ( и инструмент ) должен играть ! К тому же, год — полтора после изготовления смычок требует коррекции: в среднем от 3 до 5 раз за этот период — это связано со свойствами древесины — точнее, большого количества смолы, которая со временем окисляется, незначительно меняя структуру.

 

Старая поговорка гласит :   Ключ , которым пользуются — всегда блестит !

 

Модели смычков .

 

Французские модели — легенда . Основное их достоинство — звук и качество штрихов . Именно они раскрыли в итальянских инструментах все те оттенки , силу , мощь , экспрессию и лёгкость, которую вложили в них итальянские мастера прошлого.

Турт, Пекатт, Вуарен, Вильом, Сартори … всех не перечислишь. Их модели копируют также как Страдивари и Гварнери, Амати и Монтаньяна. Они и стоят дороже своих немецких и английских собратьев. Если иметь ввиду необходимое плановое вложение средств, то нет смысла тратиться на «француза» . Немецкая модель вполне отвечает всем требованиям исполнительской техники, а стоит дешевле, так сказать — полное соответствие цены — качеству.

При покупке смычка или инструмента — лучший совет —

обратиться к опытному специалисту с хорошей репутацией .

 

 Акцентирую Ваше внимание на cледующем :

Смычок — штука тонкая и хрупкая , требует к себе повышенного внимания и бережного отношения. Идеальное состояние трости и колодки служит гарантией роста Ваших инвестиций с годами .

Следите за длиной и качеством волоса . Короткий волос губителен для смычка также как и длинный. Недостаток волос с «играбельной» стороны приводит к изгибанию трости в, так называемую, «полезную» сторону, что, по сути, влечёт за собой потерю в качестве смычка.
Вовремя не замененная кожица на трости приводит к «дырке» на смычке . И т.д . и т.п.

Консультации по всем вопросам — бесплатны.

 

Мнение о фернамбуке, как единственно допустимом для смычковой трости материале, принадлежит к музыкантским предрассудкам.

Его поборников не смущает ни обилие низкопошибных массовых фернамбуковых изделий, ни варьирование игровых качеств смычков, тщательно изготовленных превосходными мастерами из отборного материала.

Между тем, фернамбук, как и все материалы биологического происхождения, изменчив настолько, что не идентичны даже образцы, взятые из разных мест одного и того же бревна.

К тому же фернамбук — лишь одна из пород, обладающих столь важной для смычка способностью сохранять форму в условиях долгосрочных упругих деформаций, что становиться возможным только после довольно сложного процесса термической и механической обработки.

Известны смычки, изготовленные из кампеша самим Туртом.

Применялись бакаут, вамара, эвкалипт и
другие породы деревьев.


Реплика Fr.Tourte

 

Реплика Fr.Tourte

 

Реплика Voirin

 

Реплика Voirin

 

Реплика Voirin

 

Реплика Voirin

 

Реплика Otto Hoyer

 

Реплика Otto Hoyer

 

Мастеровые смычки на заказ :

индивидуальный подбор дерева , веса, модели, размера, колодки .

Вставка волоса в смычок .

 

________________________________________________

2 комментария: Смычки

  • Здравствуйте, уважаемый мастер!
    Извините, что обращаюсь- если вам не трудно, на могли бы вы подсказать мне?
    Дело в том, что я прибрела смычок с клеймом kollin-mezzin, и доверяя мастеру, не стала скурпулёзно проверять его. Недавно совершенно случайно-выбирая винтернете другой смычок, нашла смычки этого же мастера- оказывается! — что немножко иначе пишется имя. Незадача… даже и не знаю, как быть… смычок прекрасный, но зачем врать то? И хотела бы узнать-возможно ли подделать клеймо?
    Цена то была немалая….
    Спасибо.

    • Привет! Если вопрос о 2-3 тыс.$, то переживать не стоит тем более, что смычок хороший!
      Подделать клеймо — элементарно. Но клеймо мастера может меняться — клейма не вечные 🙂
      Collin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Поделиться
Присоединиться
Присоединяйтесь к каналу
Подписаться

Введите свой е-мэйл

Присоединиться к еще 117 подписчикам

Консультация по Skype
Луна
Фазы Луны на RedDay.ru (Пермь)