Этьен Ватло.

 Профессия — скрипичный мастер.

Этьен Ватло

Знаменитый французский эксперт, реставратор, скрипичный мастер — Этьен Ватло. Он входил в тройку международных экспертов, чьё мнение являлось неоспоримым и авторитетным.

Публикация этого интервью — своеобразная дань, которую мы приносим маэстро.

В мастерской Этьена Ватло взаимодействие душ и струн, присутствие великих виртуозов оказывает лечебное воздействие, сравнимое с источником молодости. Знаменитый скрипичный мастер создал школу, где передаёт ученикам секреты своего мастерства.

— Каково происхождение скрипки?

— Появление скрипки датируется примерно 1480 годом. Скрипка — ближайший родственник виолы. В начале своей карьеры скрипке пришлось вести активную борьбу с семейством виол, так как у них была уже сложившаяся репутация.

— Скрипка имела свой репертуар с самого начала?

— Нет, своего репертуара скрипка не имела, потому что многие композиторы не знали об её существовании, ею скорее интересовался простой народ.

— Известен ли автор первой скрипки?

— Первые инструменты, которые можно назвать скрипкой, родились в городе Брешиа, их изготовили Гаспаро да Сало и Паоло Маджини. Это было уже в конце XVI века.

На самом деле, трудно проследить начало жизни любого инструмента.

Например, альт, на котором играет Брюно Паскье, относят к началу XVII века и автором его считают Маджини, а Жерар Косе играет на инструменте да Сало, изготовленном в конце XVI века.

Следуя примеру мастеров из Брешии, многие мастера обратили свое внимание на скрипку и стали всерьёз заниматься ее изготовлением. Виолончель в ту пору была инструментом для аккомпанемента, она находилась среди итальянских басов, и её называли «дырка для процессии». В глубине инструмента расположили маленький колышек, на котором крепился шнурок. Он одевался на шею музыканта, что позволяло играть на ходу. Традиции скрипичной школы г. Брешии наследовали великие фамилии Кремоны. Климат там был восхитительным, идеальным для просушивания лака — не слишком теплый, не слишком холодный, не слишком сухой и не слишком влажный. Скрипичные мастера сушили свои инструменты на открытом воздухе, просто под крышей.

Гварнери и Амати, две знаменитые династии, имеющие одни корни, дали свои имена известной итальянской скрипичной школе. Каждая ветвь была вполне самостоятельной.

Так, Николо Амати, став учителем Страдивари и приютив его в Кремоне, дал начало новой ветви. Несмотря на опустошительное действие чумы, вынудившее многих жителей покинуть город, на последствия войн в Ломбардской долине и огромные похоронные процессии, сменявшие друг друга, Кремона прожила  «золотые годы»  с конца XVII века и до середины следующего. Затем слава итальянской школы несколько померкла, потому что на первый план вышла французская скрипичная школа, которая производила инструменты, безусловно, изящные, но с более резким звуком, чем у итальянских, из-за большей жёсткости лака.

— В то время уже были определены скрипичные нормы, как для итальянских инструментов, так и для французских?

— Да, это было сделано, но несколько позже. Французы производили скрипки изысканной формы, золотисто-коричневого цвета, под влиянием Страдивари. Франсуа Пик и Николя Люпо понимали, что необходимо модернизировать итальянские модели скрипок, не слишком поднимая свод для более мощного звука. В эту эпоху залы значительно расширялись, и оркестр должен был иметь уже другое звучание. Французская скрипичная школа переживала золотые времена в XIX веке с Николя Люпо, Жан-Батистом Вильомом, Альдриком, семьёй Шано.

Эта семья была известна точностью в работе с инструментами, урегулированным расположением струн, тщательно отделанными кромками. Их можно было упрекнуть только в некоторой тяжести звучания. Без сомнения, французы не использовали итальянские рецепты лаков, их лаки были менее пластичны и менее жирные. Произошедшая в начале века эволюция в области сознания позволила совершенствовать конструкцию и определила направления в поиске красивого и качественного звука. Скрипичные мастера наших дней создают инструменты с тех же позиций — и это верно для того, чтобы сохранить народное достояние для других поколений.

— Можно ли надеяться, что великие скрипки современности станут для будущего поколения тем, чем стали скрипки Страдивари?

— Я не смогу этого увидеть, к сожалению, но я могу смело утверждать, что никто не видел умирающую скрипку. Так, альт Жерара Косе хорошо сохранился в течение четырех сотен лет. Невозможно знать, что со временем будет с хорошим инструментом. Но есть достоверные факты, что даже посредственные инструменты XVIII века — в хорошей сохранности до сегодняшнего времени.

— Вы недовольны тем, что музыкальные инструменты покоятся в витринах музеев, например, в музее консерватории Парижа. Но, возможно, эта «поза покоя» необходима для того, чтобы инструменты пережили века без ущерба?

— Да, я знаю, что музей при консерватории великолепен, но инструменты должны чаще покидать полки, потому что они нужны музыкантам для игры. Несмотря на проблемы, существующие у службы безопасности, необходимо обеспечить сохранность инструмента, особенно при вывозе его на международные конкурсы.

— А частные коллекции способствуют большей долговечности инструментов, ведь в закрытом от посторонних помещении они больше застрахованы от несчастных случаев?

— Частные коллекции тоже бывают разные, и это не одно и то же — скрипка Жака Тибо или Жинет Нево… Я не против, если инструмент проводит четверть века в частной коллекции, — при условии, что счастливый обладатель хорошо заботится об инструменте и иногда играет на нём для своего удовольствия. Эти коллекционеры действуют больше из любви к инструментам, чем из любви к наживе…

 

Легендарные инструменты

 

— Существуют ли мифические скрипки с причудливой судьбой?

— На моей памяти их не так уж много: вспоминаются только скрипки Страдивари или Гварнери дель Джезу. Они возникали после войн и революций, когда инструменты прятали, а затем они появлялись на свет с некоторыми зазубринами и утратами.

— Принимаете ли Вы участие в их поиске, ожидая, что азарт приведёт к ним?

— Всегда интересно узнавать историю инструмента. Однажды в отеле Друо мы передавали скрипку Страдивари, которую я по счастливой случайности обнаружил у одного коллекционера в разобранном виде, а до этого видел в учебнике по скрипичному делу в Буэнос-Айресе, откуда и узнал о нём. Инструмент был куплен в Париже в прошлом веке, затем он пересёк Атлантический океан.

В другой раз, в тридцатых годах, одна дама привезла показать скрипку моему отцу, который спросил, что я думаю об инструменте. «Это скрипка Страдивари», — вскричал я.

— Да, — ответил он, — но человек, который был обладателем инструмента, не знал, чем обладает. Эта дама является доверенным лицом одной супружеской четы, которая перед своим исчезновением попросила принести скрипку в нашу мастерскую. После некоторых поисков, впрочем, ей удалось разыскать некоторые бумаги к этому инструменту, их впоследствии расшифровала Кристиан Ферра.

Увы, мы чаще сталкиваемся с ситуациями совершенно противоположными, когда нам приносят инструменты якобы с этикеткой Страдивари, а на самом деле это скрипки, пригодные только для игры начинающих музыкантов.

— Знают ли музыканты, играющие на легендарных инструментах в наши дни, кто прежде обладал ими?

— Разумеется: виолончель Дюпо сейчас в руках Ростроповича, старинный Страдивариус Менухина, называемый «ле Суаль», отныне перешел к Перельману, инструмент Хейфеца стал основанием для целой коллекции, инструмент Изаи — Гварнери дель Джезу звучит под пальцами Штерна, Гарри Хофман играет на Амати Леонарда Роза и Мат Хаймович играет на инструменте Пабло Казальса…

— Какие инструменты называют «Арлекино»?

— Это, как правило, комбинированные инструменты. Они бывают двух видов: инструменты, у которых головки или деки были заменены самим автором, и инструменты у которых имеются наряду с авторскими заменами некоторые детали корпуса, отреставрированные другими мастерами. Так в случае, если верхняя дека, выполненная из ели, — цельная, она может быть более подвержена трещинам, чем нижняя дека, выполненная из клена. Если инструмент не поддается реставрации, то опытный мастер его консервирует, чтобы сохранить первоначальный вид элементов авторской работы.

— Известно, что «Арлекины» составляли из хорошо сохранившихся частей удачных инструментов, а могли, например, составить два инструмента из трех, имеющих утраты, если речь идёт о скрипках Страдивари?

— Тот же Вильом это практиковал, но я не думаю, что это происходило часто.

 

Пересмотр основ

 

— Кто-нибудь пытался предложить другие материалы, кроме дерева, для скрипок?

— Да, пытались использовать черепаховый панцирь, фаянс, слоновую кость, также пластик и даже сталь. Но результат качества звука был нулевой. Так и не нашли ничего лучшего, чем ели для верхней деки и клен для нижней деки, а также для шейки и головки.

— Некоторые известные старинные инструменты имеют на себе следы «маркетри»(инкрустаций прим.М.). Это были произведения скрипичных мастеров?

— Да, иногда скрипичные мастера украшали свои инструменты вручную. Так известен, в частности, «египетский изгиб» эпохи Наполеона. Но это характерно только для самых известных инструментов, которые находятся в коллекциях музеев.

— Сколько инструментов Страдивари осталось «бродить по свету»?

— Немногим более четырехсот пятидесяти из тысячи. В свое время это было большое количество инструментов, но поскольку в ту эпоху не занимались реставрацией, то количество изрядно уменьшилось. Но, благодаря тому, что Страдивари работал вместе со своими сыновьями, которые делали для него заготовки, а самую важную часть сборки выполнял он сам, музыкальный мир получил всё-таки много гениальных инструментов.

— Вы посвящаете большую часть Вашей деятельности только реставрации. Расскажите подробнее об этом виде деятельности.

— Очень старые инструменты страдают из-за того, что дерево коробится, из-за этого появляются трещины, они также могут появиться вследствие несчастных случаев. Верхние деки чаще всего дают трещины в длину из-за частых соприкосновений. Необходимо использовать все технические средства, чтобы инструмент защитить, а при необходимости — восстановить. Так, например, трещины нижней деки, особенно с внутренней стороны, наиболее опасны, зато все, что находится снаружи, — будь это подставка, подгрифник и некоторые другие детали, — менять легко.

— А как создаётся «душа инструмента»?

— С помощью маленького деревянного цилиндра — «душки» — звук уходит в глубину инструмента. Благодаря этому цилиндру струны не опускаются на деку, и это позволяет сохранить равновесие в звучании инструмента.

— А правда ли, что нашлась головка скрипки Жильет Нево?

— Да, это так, но если говорить точнее — скрипки Гваданини. Что касается Страдивари, то этот инструмент исчез совсем из-за воздушной катастрофы. Дело в том, что Жинет Нево перевозил обе скрипки в одном ящике.

— А вы знаете, где была найдена головка скрипки Гваданини?

— Да, её нашли у подножия горы. Я думаю, она подверглась влиянию морской воды, так как лак был почти весь утрачен. Ничего больше не нашли; когда мне ее показали, то я эту деталь сразу же узнал. Кроме этого, в чехле остались два смычка: один был сломан, второй был абсолютно невредим.

— Не правда ли, странно, что не нашли другие фрагменты?

— Да, это мистическая история. Когда представители «Air France» высадились в горах и занялись поисками, один из представителей услышал звуки скрипки, которые доносились из крестьянского дома. Он вошел в дом и увидел в руках у крестьянина инструмент, покрытый инкрустацией и позолотой. Сотрудник «Air France» спросил, знает ли он, на каком инструменте играет? Крестьянин ответил, что скрипка такая старая, что, наверное, никому не нужна, и что она у него находится давно. Возможно, это была скрипка Страдивари Жинет Нево или она, возможно, каким-то другим образом попала в деревню Асоры, как знать?

— Вы — скрипичный мастер, эксперт высшего класса, но у Вас ведь есть функции не менее важные, а именно — составление справочного материала к известным инструментам. Как Вы себя чувствуете в этой роли? Как к Вам относятся музыканты, которые хотят приобрести тот или иной старинный инструмент?

— Это вопрос доверия. Необходимо прослушать звучание инструмента, определить его недостатки и другие качественные характеристики.

Моя роль заключается в том, чтобы точно описать характерные особенности инструмента музыканту, который собирается его приобрести.

— Осматривая скрипку, возможно ли определить её происхождение? Берёте ли Вы на себя ответственность определить цену инструмента?

— Существует общепринятый международный порядок цен на известные инструменты, которые меняются в зависимости от качества, степени сохранности, звучания… (???)

— Чем Вы руководствуетесь при выдаче сертификата о происхождении инструмента?

— Своим тридцатилетним опытом по экспертизе при Высшем Совете.

— Как изучают скрипичное дело в наши дни?

— Во Франции обучение происходит в школе Мирекур, которая была создана в 1810 году.

Это лучший способ обучить скрипичных мастеров при нехватке учителей по скрипичному делу. По окончании школы, четыре — шесть учеников каждого выпуска направляются в мастерские, где доучиваются и обучаются реставрации, учатся изготавливать скрипки, изучают основы экспертизы.

 

 

Интервью было опубликовано в журнале

«Le Monde De La Musique» в 1991 году.

Во Франции, 13 ИЮЛЯ 2013, скончался легендарный мастер скрипичных дел Этьен Ватло, среди заказчиков которого были многие мировые знаменитости.

Признанный мэтр, посвятивший свою жизнь созданию уникальных музыкальных инструментов, ушёл из жизни на 88 году в местечке Нейи-сюр-Сен под Парижем, пишет ИТАР-ТАСС.

Этьен Ватло был потомственным скрипичным мастером и приобщился к таинству этой редкой профессии благодаря отцу, у которого было своё ателье в Провене. Уже в возрасте 24 лет он был удостоен чести показать свои навыки и творения на Международном конкурсе скрипичных мастеров в Гааге.

Начиная с 1950-х годов в число его постоянных клиентов входят такие именитые музыканты, как Иегуди Менухин, Борис Белкин, Жинет Нево, Артюр Грюмио, Мстислав Ростропович, Эрнест Ма и многие другие.

В 1970 году уже многоопытный мастер основал собственную школу в Миркуре.

 


 

 

2 комментария к “Этьен Ватло.”

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Прокрутить наверх