Cатьяграха — непротивление злу насилием

Ненасильственное сопротивление

 

«Непротивление злу насилием»,

ненасильственное сопротивление,

сатьяграха —

у этого явления много имён.

Как и почему люди научились побеждать проигрывая?

Ненасильственное сопротивление
Антивоенные демонстранты украшают цветами оружие военных, блокирующих подступы к Пентагону.
Арлингтон, США, 1967 год

Одно из первых общественных чувств, появившихся у человека, было чувство справедливости. Это очень важное чувство для коллективного животного: оно помогает группе выжить, стратегически дальновидно распределяя блага и риски между её членами.

И понятиями «честно» и «нечестно» дети до семи лет оперируют куда лучше, чем понятиями «хорошо» и «плохо». Ибо последние в целом являются абстракцией, в то время как справедливость, соответствующая моменту, интуитивно понятна всем, ибо её принципы кроваво ковались миллионами лет эволюции.

Именно поэтому такая простая и понятная вещь, как право сильного, на самом деле совершенно не работает, если мы говорим о людях.

Cатьяграха
Демонстранты, лежащие в краске, протестуют против саммита НАТО в Лиссабоне. 2010 год

Вот сильный крокодил вполне себе безмятежно закусывает слабым крокодилом, не испытывая никаких неудобств. В человеческом же обществе сплошь и рядом сильный, пытавшийся оттяпать голову ковылявшему мимо слабаку, становился объектом группового недовольства и нередко получал булыжником по тыкве от возмущённой общественности. Многими булыжниками.

Этологических механизмов, которые защищают слабейших и обеспечивают приятные бонусы сильнейшим, опекающим слабых, у нас очень много. И чем сложнее и развитее общество, тем сложнее и интереснее эти механизмы. И тем лучше они работают. В конце концов умение быть униженным и оскорбленным превратилось в мощнейшую силу.

этология
Шествие против принятия законов о ювенальной юстиции. Москва, 2012 год

В судах мы выясняем истину, потрясая своими ущербами. Огромная часть нашего искусства — это рассказы о том, как нам плохо и обидно. Больше половины наших песен — это художественно оформленный плач. Немалая часть людей даже придумала себе униженных, оскорблённых и невинно убиенных богов, которые учили своих последователей терпеть, страдать — и выигрывать.

«Блаженны плачущиеибо они утешатся» (Матф.5:4)

 Неудивительно, что даже в геополитике, консервативнейшей из всех сфер человеческой деятельности, драматическое поражение постепенно стало превращаться в победу, сначала моральную, а потом и куда более реальную.

 

Лицензия на убийство

Томас Гоббс
Томас Гоббс

 

Как мы говорили, механизмы сочувствия к потерпевшим мы вынесли ещё с доразумных времён, с течением эпох они только оттачивались. Остались какие-­то совсем дремучие осколки совсем примитивных мифов о том, как сильные герои мучат слабых, но в целом народное мифотворчество ещё тысячи лет назад выковало образ героя, который сражается с могучими и жестокими противниками, защищая слабых. Древнейшие же герои, которые обижали детей и кроличков, обычно превращались в комических и в целом отрицательных персонажей — трикстеров — и добром не кончали.

Даже когда речь шла о царствах и завоеваниях, приходилось соблюдать правила. Ни на одной стеле мы не найдем честного рассказа о том, как Бухурушап Волосатый вытоптал своими боевыми слонами деревушку, в которой жили тридцать тихих и тощих рыбацких семейств, а заодно ещё пнул кроличка. Там всюду будут фигурировать полчища злоумышлявших врагов.

 

И да, конечно, это был лев.

 

 

 


 


 

гильотина

Конечно, какое-то время спасали боги. На них многое можно было свалить. Если эти зачумленные рыбаки не просто варили свою уху, но еще молились неправильным богам, то они, конечно, заслуживали смерти. В Ветхом завете эта коллизия прекрасно описана в истории царя Саула: царь не послушал пророка и отказался казнить беззащитных пленных амаликитян, за что и получил от Яхве люлей. Потому что воля Бога, конечно, выше любой этики. Бунт против законного властителя, пусть даже этот властитель ежедневно вечеряет детским мясом, тоже рассматривался как вызов Богу, и потому бунтовщика можно было спокойно разорвать на кусочки боевыми слонами, не опасаясь народного недопонимания.

Но как только боги начали сдавать позиции, все стало гораздо сложнее. Уже в XVII веке появляются, например, работы философа Томаса Гоббса, в которых содержится мысль о том, что любой народ обязан восстать против своего суверена, если суверен слишком его притесняет.

Мысль эта была чрезвычайно созвучна каскаду революций, катившихся по Европе, и очень хорошо накладывалась на сознание постхристианской цивилизации. Напудренные головы маркизов летели в корзины под дружное улюлюканье людей, искренне считавших, что всё происходящее на подмостках гильотины справедливо, ибо там наказывают тех, кто обижал слабых.

 

Принцип неучастия

Сатьяграха
Индийское восстание 1857 года

 

Кошмарненькое послевкусие, оставленное Французской революцией, породило новую идею.

«Власть несправедливую и бесчестную свергать можно и нужно, но браться за оружие — это последний шаг, которого нужно как можно дольше избегать».

Полнее всего она была сформулирована в работах американского мыслителя Генри Торо. В 1849 году он опубликовал программное эссе «Гражданское неповиновение», где и сформулировал «принцип неучастия» — идею индивидуального ненасильственного сопротивления общественному злу.

 

акция протеста
Костюмированная акция возле офиса «Аэрофлота» в защиту арестованных лидеров профсоюза пилотов. Москва, 2014 год

 

Конечно, какое-то время работа Торо казалась наивной и идеалистической. Но чем больше человечество смеялось над ней, тем серьёзнее оно над ней задумывалось.

А потом в 1857 году началось восстание наёмников-сипаев в Индии. Справедливости ради отметим, что хороши там были все. И британцы, и индийцы проявляли адскую жестокость друг к другу.

Англичане предавали сипаев казни «дьявольский ветер», привязывая их к жерлам пушек; сипаи в ответ вырезали жен и детей британцев самыми неаппетитными способами.

 

 

один против всех
Протестант перед танками на проспекте Вечного Спокойствия в Пекине. 1989 год

 

 

И так как именно с этим периодом совпал серь­езнейший рост роли прессы, выяснилось, что общественное мнение как-то очень склонно сочувствовать тем, кто пострадал больше. Когда в британских лордов, совершавших оздоровительное турне по Альпам, начинали плевать местные мальчишки, а хозяева гостиниц перестали находить для них свободные комнаты, стало понятно, что для победы нужно не только победить, но и как следует пострадать. И английские газеты запестрели описаниями зверств темнокожих дьяволов — описаниями, которые раньше как-то не очень одобрялись, ибо воспринимались подрывающими боевой дух нации. С тех пор, пожалуй, у британцев и вошло в обычай больше всего гордиться своими поражениями, воспевать самые трагические страницы своей истории и ставить памятники в честь разгромов своей армии и потопления своих кораблей.

Они первыми поняли, что именно такие вещи воспламеняют патриотизм сильнее, чем победные реляции, бравые марши и пышные монументы в честь одержанных побед.

 

Собрание активистов «белоленточного движения» перед Кремлем. Москва, май 2012 года
Собрание активистов «белоленточного движения» перед Кремлем. Москва, май 2012 года

 

 

 

Размышления Генри Торо

Генри Торо
Генри Торо

Истинный патриот не может быть равнодушен к злу, которое совершается в его стране.

2 Если ты понимаешь, что какой-то закон преступен и несправедлив, ты не должен его выполнять.

3 Никаких «закон суров, но это закон» для патриота нет, ибо патриот общественное благо и справедливость ценит выше заданных программ.

4 Патриот должен быть готов пострадать за свои убеждения. Но без насилия, ибо насилие превращает его в реального преступника и, таким образом, унижает идею, которую он отстаивает.

5 Патриот должен публично заявить, что он считает данный закон злом, и категорически отказаться его выполнять. Да, его могут оштрафовать. Посадить в тюрьму. Даже убить. Но его страдание за правду неизбежно привлечет к идее сочувствие в обществе, и на место каждого погибшего борца за истину встанут десять его последователей… Всех, словом, не пересажаете.


Непротивленцы в России

И вот идеи Торо поползли по миру.

В России ими глубоко проникся Лев Толстой, породивший целое движение «непротивленцев».

 Лев Толстой
Лев Толстой

«Нужно понимать, что непротивленцев одинаково презирали и цепные псы царского режима, и дьяволы со взрывательными машинками в преступных руках. Страдать русский народ, может, и привык, но страдание с фигой в кармане было на тот момент слишком свежей для него мыслью »

Полиция использует перцовый спрей против студентов Университета Дэвиса. США, 2011 год
Полиция использует перцовый спрей против студентов Университета Дэвиса. США, 2011 год
Толстой, правда, предпочитал рассуждать о непротивлении злу насилием на частном уровне человеческих взаимоотношений, но его последователи смотрели на вещи шире. Идеи Торо в переосмыслении Толстого стали особо популярны среди интеллигенции, но нашли определенный отклик и у трудового народа. Студенты выражали свой протест сходками, писатели — текстами, рабочие — забастовками.
Студентки пикетируют Министерство образования РФ. Москва, 2013 год
Студентки пикетируют Министерство образования РФ. Москва, 2013 год

 

************************************************************************

Имперская администрация среагировала на все это самым идиотским способом — насилием.

Студентов ссылали в солдаты, писателей отправляли в места отдаленные, рабочих и крестьян секли, а с появлением Столыпина и вешали. Власти в упор не умели отличать террористов от несогласных и вгрызались всем в глотки скопом. В результате естественной механической логики недовольных становилось всё больше, ибо трудно благостно взирать на мир, если твоего младшего сына выгнали из гимназии за непочтительное шмыганье носом рядом с портретом его величества, а старшего повесили за то, что он ухаживал за девушкой, собиравшейся кинуть бомбу в генерал-губернатора.

Кровавое воскресенье. 1905 год
Кровавое воскресенье. 1905 год

 

Апофеозом этого безумия стало, конечно, Кровавое воскресенье, когда власти не придумали ничего умнее, чем начать стрелять в народ, тащившийся к царю на поклон с иконами и робкой петицией. Сотня тел, легших в те дни на мостовые Питера, стала идеальным моральным оправданием для воронки насилия, захватившей десятилетия.

 

 

Как умучить власть по-хорошему

 

 

В ставшей руководством мирных протестантов книге «Политика ненасильственных действий» Джина Шарпа, выпущенной в 1973 году, содержится 198 способов троллить власть и подгрызать ее основание. Но в целом все рекомендации можно сократить до 30 основных.

 Джин Шарп
Джин Шарп

 

1. Публичные выступления.

2. Письма протеста или поддержки.

3. Создание лозунгов, карикатур и символов, тиражирование их.

4. Раздача листовок, памфлетов, развешивание плакатов, нанесение надписей на стенах и мостовых.

5. Публикации в прессе, написание книг.

6. Сатирические награждения защитников власти.

7. Пикетирование.

8. Проведение самостоятельных опросов и референдумов.

9. Ношение символов.

10. Публичные молитвы.

11. «Преследование по пятам» официальных лиц.

12. Марши, парады, демонстрациии, автоколонны , символические похороны свободы, экономики, прав и т. д.

13. Проведение встреч и семинаров.

14. Молчание при контакте с официальными лицами.

15. Отказ от наград и титулов.

16. Отказ от общения с активными сотрудниками режима.

17. Бойкот товаров.

18. Бойкот праздничных общественных мероприятий.

19. Приостановление членства в общественных организациях.

20. Забастовки.

21. Отказ выходить из дома.

22 Эмиграция в знак протеста.

23. Массовый отказ от уплаты налогов, арендной платы, услуг ЖКХ, банковских кредитов.

24. Массовое снятие банковских вкладов.

25. Отказ от службы в армии, от выполнения долга присяжного.

26. Отказ принять назначение официальных лиц, неисполнение их распоряжений.

27. Голодовка.

28. Блокировка дорог.

29. Блокировка входов в правительственные знания.

30. Демонстративное самоубийство.

 

 

Как Махатма принца обидел

Махатма Ганди
Махатма Ганди

 

Куда более успешно «принцип неучастия» сработал в Индии, где его главным проповедником стал Махатма Ганди.

Индийцы любили восставать против англичан, и каждый раз это было кровавое и безнадёжное дело. Причем ещё и не добавлявшее мировых симпатий угнетённым народам Индии, потому что портреты маленьких дочек скромного английского миссионера, лежащих на залитой кровью веранде, увитой бугенвиллеями и окружённой угрюмыми бородачами в тюрбанах, были весьма суровым аргументом в пользу креста белого человека.

Участник голодовки нелегалов в Бельгии. 2009 год
Участник голодовки нелегалов в Бельгии. 2009 год
Джон Леннон и Йоко Оно
Джон Леннон и Йоко Оно во время семидневной акции «Не встанем с постели во имя мира». Отель «Хилтон», Амстердам, 1969 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мохандас Ганди, будучи человеком начитанным, был хорошо знаком с идеями Торо и Толстого и счёл, что для Индии они подойдут как нельзя лучше. Начатое им движение ненасильственного сопротивления, сатьяграха, надо признать, тоже не было особо успешным.

Да, индийцы охотно отказались пользоваться английскими товарами, разорив таким образом множество британских фабрикантов. Они не платили налоги и гордо шли за это в тюрьму. В 1921 году они не вышли встречать принца Уэльского, приехавшего улучшать дружеские отношения между странами, и ошеломленный принц вынужден был ехать по абсолютно пустым улицам Бомбея, Калькутты и Аллахабада. Местное начальство как-то не догадалось забить улицы врачами, учителями и сотрудниками ЖЭКов, так что вышел пренеприятнейший конфуз.

 

Арест участников Соляного похода в Бомбее. 1930 год
Арест участников Соляного похода в Бомбее. 1930 год

Апофеозом сатьяграхи Ганди стал, конечно, Соляной поход 1930 года —

массовые ненасильственные выступления индийцев против британских монополий.

Вот как описывает этот поход в своей работе «Искусство сатьяграхи» С. В. Девяткин, научный директор Новгородского межрегионального института общественных наук:

«События в округе Дхаршана являются выразительным примером того, что действия сатьяграхов не были вынужденными, но диктовались свободным выбором принять страдания ради своего дела. Жители округа собирались занять соляные варницы, принадлежавшие англичанам.

Полиция заблокировала вход.

В руках у полицейских были «латхи» — длинные деревянные палки с металлическими набалдашниками. Демонстранты построились в колонну на дороге перед входом в варницы. Первая шеренга двинулась вперед, на полицейский кордон. Сближение. На головы и плечи людей обрушились латхи. Все сбиты с ног. В крови и пыли их оттаскивают к перевязочному пунк­ту, развернувшемуся неподалеку. На место упавших подходит вторая шеренга. Удары дубинок в голову, грудь, живот. Никто из демонстрантов не пытается сопротивляться, не отвечает даже угрозой, не пытается уклониться от ударов. Они молча принимают их на себя, пока в состоянии стоять на ногах. И эта группа сбита. Подходит третья.

Присутствуют корреспонденты: некоторые не в силах выносить подобного зрелища и отворачиваются.

Шеренга за шеренгой индийцы молча пытаются пройти в ворота. Град ударов. Люди даже не поднимают рук — естественный рефлекс, чтобы защититься. Они идут и идут на место упавших, пока все участники демонстрации не прошли палочную «обработку». Наверное, европейцам эта бойня чем-то напоминала театр абсурда».

И все же сатьяграха не стала успешным проектом.

Ганди не мог контролировать людей, откликнувшихся на его призыв, а люди не всегда могли контролировать себя. Сплошь и рядом они рвались в бой — калечили солдат, убивали полицейских, жгли магазины и разрушали дома. Взамен их вешали.

Круговорот насилия так и остался неразорванным, Ганди отказался от сатьяграхи, объявив её преждевременной.

Вскоре Британия, повинуясь глобальным геополитическим изменениям, сама ушла из Индии, как и из большинства своих колоний.

А Ганди был убит фанатиками.

Современная концепция гражданского неповиновения получила развитие во второй половине ХХ века во многом именно под влиянием идей и политического опыта М.Ганди. Надо сказать шире, эксперименты Ганди с сатьяграхой дали импульсы, не всегда прямые, изменениям в общей теории власти, политической борьбы, социальных реформ и социальной организации, социальной и моральной справедливости. Концепция гражданского неповиновения является одной из них. В свете концепции гражданского неповиновения, важность вклада Ганди определялась демонстрацией потенциала метода несотрудничества в противостоянии и сопротивлении колониальному режиму.

Прежде всего, интересно выделить те черты в опыте Ганди, которые коррелируют с ролзовским описанием гражданского неповиновения. Они заключаются в следующем:

1) Акции гражданского неповиновения должны быть сознательными. То есть гражданин признает свою виновность в неподчинении закону и подтверждает свою осведомленность относительно того, что, согласно действовавшему Уголовному кодексу, его поступок подлежит наказанию.

2) Акции неповиновения должны быть принципиальными. Человек заявляет о своей законопослушности, однако выполнение этих законов противоречат его чувству долга, и он отказывается исполнить, следуя голосу своей совести .

3) Акции неповиновения должны быть публичными и прозрачными для власти, они открыты в особенности для тех, против кого они направлены.

4) Акции неповиновения должны быть выражением ненасильственного сопротивления.

5) Гражданское неповиновение находит оправдание в намерении противостоять нарушению законных интересов и прав людей или предотвратить их возможное нарушение.

Ганди не является автором идеи ненасилия. Ему не принадлежит безусловная заслуга перевода этой идеи в социально-политический контекст. Действительное социальное открытие, если не изобретение, Ганди заключается в том, что он по сути дела первым перевел эту идею на язык техники социально-политической борьбы. Он сделал ненасильственную борьбу массовой и успех этой борьбы поставил в зависимость от того, насколько полно и последовательно участвуют в ней простые люди, оставаясь самими собой: не порывая со своей средой, не бросая свои семьи, не отказываясь от своих интересов.

Цветы против дубинок — одна из самых популярных форм ненасильственного сопротивления
Цветы против дубинок — одна из самых популярных форм ненасильственного сопротивления
Участники несанкционированного мотопробега в знак протеста против действий полиции. Москва, 14 июня 2011 года
Участники несанкционированного мотопробега в знак протеста против действий полиции. Москва, 14 июня 2011 года

 

 

 

 

 

Цветы против дубинок — одна из самых популярных форм ненасильственного сопротивления
Цветы против дубинок — одна из самых популярных форм ненасильственного сопротивления
Цветы против дубинок — одна из самых популярных форм ненасильственного сопротивления
Цветы против дубинок — одна из самых популярных форм ненасильственного сопротивления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

***************************************************************************************************



 

Выступление Мартина Лютера Кинга в Вашингтоне. 1963 год
Выступление Мартина Лютера Кинга в Вашингтоне. 1963 год

Мартин Лютер — король

Но где блистательно сработали идеи Торо — это, конечно, в деле борьбы с сегрегацией в южных штатах США.

Эти идеи последовательно и неуклонно проводил в жизнь лидер американских чернокожих — священник Мартин Лютер Кинг. Чернокожие мятежники ненавидели его чуть ли не больше, чем белокожие расисты, но Мартин Лютер упрямо и твердолобо шёл по выбранному пути.

Он понимал, что двенадцать процентов цветного населения, даже вооружившись до зубов и преисполнившись готовностью умереть за свободу, ничего не смогут добиться силой.

Стало быть, надо демонстрировать полное и окончательное бессилие.

Нацисты требуют сохранения сегрегационных законов. Вашингтон, 1963 год
Нацисты требуют сохранения сегрегационных законов. Вашингтон, 1963 год

Пусть собратья презрительно обзывают его «дядей Томом» и «хорошим негром». Он будет идти по пути непротивления злу насилием. Он будет призывать сестёр и братьев неуклонно настаивать на своих правах и терпеть последствия не защищаясь. Подставлять головы под дубины, сердце — под свинец, а шею — под петлю.

И пусть весь мир глядит на хижины в огне, на белые капюшоны куклуксклановцев, на повешенных подростков, на студентов, забитых до смерти, на фотографии маленькой девочки, чье белое платье испачкано кровью и нечистотами — так местные защитники расовой чистоты воспитывали ребенка, который просто хотел пойти учиться в школу…

Протестующие и армия во время Марша мира. Вашингон, 1972 год
Протестующие и армия во время Марша мира. Вашингон, 1972 год

 

Сидячие забастовки и демонстрации были единственным оружием сторонников Кинга.

И они оказались действенным оружием. Можно арестовать десять чернокожих за то, что они посмели сесть на места для белых. Можно арестовать тысячу. Но ты не можешь арестовать сотни тысяч людей, половина из которых — это белые, стоящие рядом с протестующими и держащие плакаты в их поддержку. Один за другим сегрегационные законы отменялись в южных штатах.

 

Палестинский протестант во время антиизраильской акции. Палестина, 2010 год
Палестинский протестант во время антиизраильской акции. Палестина, 2010 год

Мартин Лютер взывал к совести, а совесть, что бы там ни думали граждане, её лишённые, — это очень мощный аппарат воздействия.

В чём-то он хуже плети. Его речи-­проповеди приходили слушать сотни тысяч людей — и чёрных, и белых. Он получил Нобелевскую премию мира. Он стал символом при жизни. И когда в 1968 году позвоночник Мартина Лютера Кинга пронзила пуля из снайперской винтовки расиста Джеймса Эрла Рэя, на землю Кинг падал победителем.

Отныне расистская риторика и соответствующие взгляды в США подавляющим большинством людей воспринимались однозначной мерзостью. Сегрегационные законы были полностью отменены в считаные месяцы после гибели Кинга.

Ненасилие сегодня

 

Выступление группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Москва, 2012 год
Выступление группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Москва, 2012 год

В странах, по тем или иным причинам не вышедших из тинейджерского возраста, насилие по-прежнему является наиболее быстрым и наиболее недальновидным способом решения проблем (хотя и здесь ситуация потихоньку меняется).

Свадьба «майдановцев» Богдана и Юлии в захваченной мэрии. Киев, 2014 год
Свадьба «майдановцев» Богдана и Юлии в захваченной мэрии. Киев, 2014 год
34827-YWJlZjAxMzY5Mw

 

 

 

 

Сегодняшнее же развитое, взрослое общество(?) нетерпимо к насилию настолько, что принцип ненасильственного сопротивления в таких странах превратился в абсолютное оружие покруче атомной бомбы.

Симпатии всегда будут на стороне слабого и больше пострадавшего, сколь бы блистательно ни был неправ этот пострадавший изначально. Что, впрочем, естественно для повзрослевшего общества.

Умение терпеть и не давать сдачи слабому — это совершенно взрослая добродетель.

 

Текст: Матвей Вологжанин

5 комментариев к “Cатьяграха — непротивление злу насилием”

  1. Андрей

    Здравствуйте. Выскажусь тоже, пожалуй — уж очень тема больная.
    Образ жертвы — это действительно страшное оружие. К сожалению успешно пользуются им, по большей части, как раз не жертвы, формируя ощественное мнение. Как вы справедливо пишите, в современном (морально развитом) обществе не имеет значения прав ты или нет, а только лишь, сильно ли тебе досталось. При этом роль взрослого играет то самое общество, которое сочувственно принимает сторону пострадавшего, которому отводится роль обиженного ребёнка. Взрослый человек в такой ситуации, конечно, не станет применять насилие к ребёнку, но взвесит все обстоятельства и настоит на нилучшем, с его точки зрения, варианте (даже, если ребёнку это не понраву), насколько возможно абстрагируясь от сиюминутной обиды и, вызванного этим, неудобства. «Взрослое» общество же руководствуется только ощущением товорящейся несправедливости, не различает за протестом истинного положения вещей. Обществу, по большому счёту, чужды проблемы обиженных; оно стремится только лишь убрать из зоны восприятия некомфорное положение вещей и, не особо разбираясь с диагнозом, борется с симптоматикой.
    Такой протест исключительно действенен. Как любой действенный метод, он взят на вооружением интересантами с большим количеством денег и, к сожелению, в большинстве случаев уже не имеет никакого отношения к восстановлению (установлению) справедливости, а только к лобированию интересов.

  2. Автандил Рамишвили

    Добрый день!

    Тема, которую вы подняли, я бы сказал, необъятна. У неё так много граней. И очень глубокие корни. В своё время меня совершенно поразила книга Д.В. Колесова «Эволюция психики и природа наркотизма», в которой, как мне кажется, то, что Вы говорите о справедливости, раскрыто на самом, что ни на есть, фундаментальном уровне. Что касается непротивления злу насилием — на эту тему есть очень много разнообразнейшей теории и практики. Лично для меня в этом смысле есть несколько абсолютных имён, людей, сумевших своей жизнью проявить силу того, что принято называть добром. Это люди разных эпох и уровней влияния, но для меня они неразделимы в этом своём единстве. Я назвал бы Сократа, Франциска Ассизского, Сергия Радонежского, Мора, Чехова.

    В наше время всякий раз, когда я вижу внешние формы организованного ненасилия, как политический инструмент сопротивления злу, меня уже даже перестали волновать сомнения — слишком много потом всплывало и всплывает информации о конечных бенефициарах. Во времена информационных войн такого накала ни один свежий факт ненасилия сам по себе не означает для меня собственно ненасилия до тех пор, пока я не увижу всю его развернутую историю. И при негативных последствиях для меня не важно — использовали ли человека в его незнании или он, к примеру, получал за это гонорары. Во втором случае он, понятно кто, ну, а в первом — нужно или думать о последствиях сразу или иметь силы прояснять свою позицию позднее, когда ты оказываешься в интересной игре, не взирая на последствия.

    Не зря так страдал Толстой. И Басинский (уж не знаю, насколько это так, но не принять трудно) показал никуда не девшуюся близость Л.Н. к той же РПЦ. Ну, и деятельность Черткова — прелесть, как была мила.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Прокрутить наверх