Неугасимый светильник нирваны


Неугасимый светильник нирваны   Неугасимый светильник нирваны

    Угасающий светильник — подобие нирваны, одного из самых загадочных понятий в буддийской философии.

     Здесь, как говорят индийские мудрецы, мы из тьмы вступаем в ещё большую тьму, из леса в ещё более густой лес, из чащи в ещё более непроходимую чащу.

     Пользуясь нашим несовершенным европеизированным менталитетом, попробуем хоть чуть-чуть проникнуть в тайну нирваны. Но, вначале послушаем, как один из учеников Просветлённого пытался рассказать о нирване великому царю.


     — “О, царь, слушай внимательно, слушай прилежно. Может ли человек, обладая той силой, что дана ему от природы, подняться отсюда на вершину царицы гор Гималаев?”

     — ”Да, о благой”.

     — ”А может ли этот человек, обладая той же силой, принести сюда царицу гор Гималаев?”

     — ”Конечно же, нет, о благой!”

     — ”Точно так же, о царь, можно объяснить путь к достижению нирваны, но нельзя указать причину возникновения нирваны!”

 

     Вряд ли царь до конца понял подобное объяснение.

 

Что же такое ”нирвана”, которая в отличие от других вещей не имеет причины? Это — не праздный вопрос. Интерес к буддизму во всём мире вызван в немалой степени благодаря этому завораживающему и неуловимому понятию.

     Философы, рассуждающие о нирване, также не могут избежать обаяния, веющего от буддийской тайны. Они сравнивают нирвану с островом, среди бурного моря, с одинокой башней в горах, с прекрасным садом.

     Наш древнеиндийский мудрец, пытаясь растолковать великому царю смысл нирваны, тоже не избежал метафор.

 

     — ”Что же такое, эта нирвана, о благой?”

    — ”Существует ли, о царь, то, что называется ветром?”

     — ”Да, о благой”.

     — ”Тогда покажи мне ветер, имеющий цвет, имеющий форму, маленький или большой, длинный или короткий”.

     — ”Это невозможно, о благой. Ветер не может быть показан, потому что ветер нельзя ни охватить рукой, ни потрогать”.

     — ”Точно также, о царь, существует нирвана, а я не могу показать нирвану ни с помощью цвета, ни с помощью формы”.

 

     И опять мы не поняли, что же такое нирвана, а поняли только то, что она не имеет ни цвета, ни размера и её нельзя потрогать. Придётся обратиться за разъяснением к учению самого Будды.

   Неугасимый светильник нирваны

 

Воспользуемся силой воображения и представим.

     Просветлённый идёт свой дорогой, со скромным видом, погружённый в думы. Его спокойное лицо ни радостно, ни грустно. Оно как будто освещается улыбкой изнутри. Его походка, тихо опущенный взор, каждый палец на руке дышат миром и совершенством. В них не чувствуется никаких исканий, никакой подражательности. От них веет кроткой, неувядаемой безмятежностью и неугасимым светом.

     И ученики словно пробуждаются ото сна, когда над ними, как звёздное небо, парит ясный голос Будды.

 

     — ”Я достиг высшего разумения, трудно достигаемого. Люди утешаются страстями и трудно им, увлечённым страстями, понять, что составляет причину этих страстей, и ещё труднее понять им успокоение всех действий — нирвану. И стану я учить их, а они не признают меня. И будет в этом моё мучение, будет в этом моё истязание”.

 

     Вот оказывается, что такое нирвана. Будда, открыв человечеству благородную истину о страдании, не оставил людей блуждающими в потёмках, а указал путь освобождения от страданий. Когда совершенный контроль над страстями и постоянное размышление об истине ведут человека к совершенной мудрости, тогда он освобождается от власти земных страстей. Человек становится свободным, и это состояние чаще всего и называется нирваной — угашением страстей, а вместе с ними и страданий. Обычно нирвану сравнивают с огнём светильника, погасшего из-за того, что сгорело масло.

     Всё-таки кажется невероятным, что нирвана не заключает в себе ничего таинственного. Будда нам всё объяснил — ну, угасание, успокоение. Помните, повар, приятель бравого солдата Швейка, зачитывался индийскими сутрами, впадал в состояние, близкое к нирване, и у него часто подгорало жаркое.

     Не будем торопиться иронизировать. Ведь во времена Просветлённого идея угасания не была такой, как сейчас. Пламя светильника, затухая, не исчезает вовсе. Оно продолжает существовать, но только в другой форме, в другой ипостаси. Поэтому нирвана означает, что впадающий в неё человек существует, но только иным, непонятным нам способом.

     И уж конечно достижение нирваны не означает состояния полного бездействия и ухода от мира в царство грёз или вечного покоя. Достигнув совершенной мудрости, освобождённый человек не должен отстраняться от активного участия в жизни. Яркий пример тому — сам Будда, который в течение 45 лет после нирваны вёл очень деятельную жизнь — странствовал, проповедовал, основывал братства.

 

     Рассказывают, что и в конце жизни, когда сердца учеников Просветлённого наполнились тревогой, при виде захворавшего учителя, один из них сказал:

 

     — ”Меня успокаивает мысль, что ты — Учитель, не уйдёшь в нирвану, не сделав распоряжений относительно общины”.

     — ”Теперь я дряхл и стар. Я прошёл свой путь, мне 80 лет. Будьте же сами себе светильниками, на себя одних полагайтесь, на других не полагайтесь. Да будет светильником вам моё учение”.

 


   Сперва я, как мудрец, беседовал с веками,

Потом свой дух вернул к первичной простоте,

Потом, молчальником, я приобщился к Браме,

И утонул в бессмертной красоте.

 

Четыре радуги над бурною вселенной,

Четыре степени возвышенных надежд,

Чтоб воссоздать кристалл из влаги переменной,

Чтоб видеть мир, не поднимая вежд.

источник

_____________________________________

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Прокрутить наверх