ХОЛОТРОПНОЕ ДЫХАНИЕ

 

 

Ψ

Холотропное дыхание, холотропный –   стремящийся к целостности

(от греч.: «holos»- целое и «trepein» — движущийся в определенном направлении) –

один из известных на сегодняшний день методов погружения в измененные состояния сознания.

Метод холотропного дыхания был разработан в 70-е годы прошлого (двадцатого века) Станиславом и Кристиной Гроф (его женой) в результате многочисленных опытов, исследований и практик с измененными состояниями сознания. Метод быстро снискал популярность среди психотерапевтов и людей, интересующихся своим личностным ростом и духовным развитием т.к. результатом практики холотропного дыхания, как правило, есть глубокое эмоциональное освобождение, психосоматическое исцеление и достижение внутренней целостности.

 

Холотропное дыхание заключается в применении более интенсивного, частого и глубокого, чем повседневное дыхания под громкую ритмичную музыку, которая является неотъемлемой частью холотропного процесса. Сеанс зачастую проходит при участии индивидуального помощника (ситтера), который должен содействовать более эффективному протеканию процесса в дыхательной сессии. Как правило, перед сессией или во время сессии, не дается никаких других специфических инструкций таких, например, как скорость, способ или природа дыхания. Опыт холонавта (т.е. того, кто дышит) всецело является внутренним и большей частью невербальным с минимальным вмешательством из вне во время активного процесса дыхания.

 

В классическом формате семинаров по холотропному дыханию существует подробная, предварительная инструкция для ситтера, которая регламентирует его поведение в случае необходимого вмешательства в процесс дышащего (холонавта), дабы не мешать, а помогать результативности холотропного процесса. В любом случае, результатом прохождения сессии холотропного дыхания должно стать исцеление, высвобождение, интеграция и переработка подавленного сознательного или подсознательного психического материала, такого как неприятные эмоции, страхи, неуверенность, обиды, агрессия и т.д.

Холотропное дыхание (классическая сессия) длиться в течение полутора-двух часов и состоит из нескольких модулей:

— предварительной инструкции;
— настройки и подготовки с релаксирующими техниками;
— само дыхание (дыхательная сессия);
— рисование;
— общегрупповой проговор (шеринг).

Обычно за один день семинара по холотропному дыханию проводится две дыхательных сессии. В одной сессии участник выступает в роли дышащего (холонавта), в другой — в роли ситтера. Интеграция материала полученного в ходе сессий холотропного дыхания начинается уже в самом процессе практики, и продолжается через телесно-ориентированную терапию, рисование мандал и обсуждение индивидуальных процессов в группе. Далее интеграция зачастую завершается в сновидениях и в обычной жизни. Процесс интеграции холотропного опыта может занимать до полугода.

 

Приведенный здесь материал носит ознакомительный характер. В кратком информационном очерке невозможно открыть все грани и особенности метода, тем, кому интересна более полная теоретическая информация о холотропном дыхании можно порекомендовать для изучения книги Станислава Грофа:

«Области человеческого бессознательного», «Психология будущего» и др.

 

P.S.

Холотропное дыхание как метод, в настоящее время ориентирован в основном на работу в больших группах в формате семинаров. Формат семинаров холотропного дыхания, предполагает занятие с утра до вечера, но каждый участник в течение дня проходит не более одной дыхательной сессии (около двух часов), в остальное время семинара участвуя в дыхательных сессиях в качестве ситера. Семинары ограничены датами их проведения и временем – всего 1-2-3 дня. Этого вполне достаточно, для ознакомления с методом, но не всегда достаточно для хорошего личного результата, глубокой проработки проблем и блоков каждого участника.

Индивидуальный подход, под руководством квалифицированного ведущего (без ситеров), ориентированный на личный результат каждого обеспечивает метод пневмокатарсиса, в основу которого положены те же принципы классического Грофовского дыхания.

 

Холотропное дыхание, достаточно часто ошибочно связывают с техникой ребефинг, который использует четыре типа дыхания для постепенной проработки всплывающего из глубин памяти и бессознательного материала. В классическом варианте ребефинга не используется музыка. В классическом варианте ребефинга (в отличие от холотропного дыхания) не приветствуются движения в процессе дыхательной работы, хотя в последние годы многие специалисты ребефинга стали применять на сеансах музыку и поощрять движения и эмоциональную экспрессию.

…………………………………………………

Станислав ГрофТемная ночь души
читать

Станислав Гроф
сборник книг  СКАЧАТЬ


Станислав Гроф. Биография.

————————

Доктор медицины Станислав Гроф — врач и учёный,
отдавший более сорока лет исследованиям необычных состояний сознания и духовного роста.

 

 ·

Станислав Гроф (Stanislav Grof) — чешско-американский врач и учёный, отдавший более сорока лет исследованиям необычных состояний сознания и духовного роста, один из основателей и виднейших представителей трансперсональной психологии. По мнению многих экспертов, наряду с Фрейдом и Юнгом, крупнейший реформатор психологии и психиатрии ХХ века, заложивший основы психологии будущего.

 

Родился в Праге, 1 июля 1931 г. С 1956 по 1967 г. С. Гроф — практикующий психиатр-клиницист. В этот же период он активно изучает психоанализ. В 1959 году удостаивается премии Кюффнера — национальной Чехословацкой награды, ежегодно вручаемой за наиболее выдающийся вклад в области психиатрии. С 1961 года он возглавляет в Чехословакии исследования применения ЛСД и других психоделиков для лечения психических расстройств.

В 1967 году, как стипендиат Фонда поддержки психиатрических исследований (США), получил возможность пройти двухлетнюю стажировку в Университете Джона Хопкинса.

Затем продолжил научно-исследовательскую деятельность в Мэрилендском центре психиатрических исследований.

С 1973 по1987 год С. Гроф живёт и работает в институте Эсален (Биг-Сур, Калифорния).

В этот период вместе с женой Кристиной он разрабатывает технику холотропного дыхания — уникальный метод психотерапии, самопознания и личностного роста.

Гроф является одним из основателей Международной Трансперсональной Ассоциации (ITA), долгое время являлся ее президентом. В 1993 г. он награжден почетной премией Ассоциации трансперсональной психологии за выдающийся вклад в развитие трансперсональной психологии.

В настоящее время С. Гроф — профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований. Кроме того, он проводит обучающие семинары для профессионалов («Трансперсональные тренинги Грофа»), а также выступает с лекциями и семинарами по всему миру. Автор и соавтор более ста статей и четырнадцати книг, переведенных на двенадцать языков.

Гроф начал свою медицинскую карьеру будучи классическим психоаналитиком, который верил в то, что психоделические вещества, применяемые в психиатрии в контролируемых условиях могут значительно ускорять процесс психоанализа. Однако вскоре беспрецедентное богатство и диапазон переживаний во время сессий ЛСД-психотерапии убедили его в теоретических ограничениях Фрейдовой модели психики и лежащего в ее основе механистического мировоззрения. Возникшая в результате этих исследований новая картография психики состоит из трех областей:

1) (Фрейдовского) личного и биографического бессознательного;

2) трансперсонального бессознательного (которое включает в себя и более узкие представления Юнга об архетипичном или коллективном бессознательном);

3) перинатального бессознательного, являющегося мостом между личным и трансперсональным бессознательным и наполненным символизмом и конкретными переживаниями смерти и возрождения.

Эта область бессознательного несет в себе наибольший трансформирующий потенциал. В своих последних работах Гроф постоянно подчеркивает, что перинатальное не ограничено внутриутробной жизнью и процессом родов, но образует более всеохватывающую структуру психодуховной трансформации, справедливой для всех стадий развития сознания.

Громадный клинический опыт самого Грофа и его учеников, а также запротоколированный опыт мировых духовных традиций, свидетельствует о том, что регрессия к перинатальному уровню зачастую является необходимым условием для доступа к трансперсональному. Гроф сам ассистировал на около четырех тысячах сеансов психоделической психотерапии и через его семинары по холотропному дыханию прошли десятки тысяч людей во всех странах мира и всех национальностей.

 

Можно выделить девять областей современной науки и практики, в понимание и развитие которых Гроф сделал заметный вклад:

Изучение целительного потенциала необычных состояний сознания;
Новая, расширенная картография психики;
Архитектура эмоциональных и психосоматических болезней;
Применение новых данных изучения сознания в терапии;
Холотропное дыхание;
Духовный кризис: понимание и лечение кризиса трансформации;
Переживание смерти и умирания: психологические, философские и духовные перспективы
Космическая игра: онтология мира и природа сознания;
Эволюция сознания и выживание человечества.

 …………………………………………………………………………………………………………….

1. Гроф экспериментально показал возможность для любого человека иметь переживания необычайной интенсивности и насыщенности, что, как правило, характерно для экстремальных ситуаций человеческой жизни, связанных с переживаниями экстаза, катастрофы, смерти, духовного преображения. Необычные состояния сознания широко практиковались во всех традиционных культурах и сопровождали любое значимое изменение в индивиде и обществе. Среди этих состояний выделяются холотропные, или целостные состояния сознания, обладающие особо мощным терапевтическим и обновляющим потенциалом (от holos -целый и trepein — двигаться к). Они определяются по отношению к обычным, или хилотропным состояниям (hile — земля). Европейская картезианская наука основана на опыте хилотропных состояний, возникающая новая научная парадигма основывается на опыте холотропных состояний.

 

2. Развитая Грофом расширенная картография психического вбирает в себя не только большинство картографий западной психологии, но и соответствует практически всем известным восточным и мистическим картографиям. Универсальность грофовской картографии состоит в том, что независимо от того, каким путем духовно-философского развития следует человек, ему неизбежно приходится решать одни и те же задачи с точки зрения овладения определенным уровнем энергии. В «энергетической антропологии» Грофа степень осознавания прямо связана с уровнем доступной энергии и степенью проработки блоков на пути ее освоения в качестве привычного уровня.

 

3. Данные исследования холотропных состояний сознания показывают, что эмоциональные и психосоматические заболевания, включая множество состояний, которые диагностируются сегодня как психозы, не могут быть адекватно объяснены исходя из проблем послеродового развития, называются ли эти проблемы отклонениями в развитии либидо или искажениями в формировании объективных взаимоотношений. В соответствии с исследовании Грофа, эти заболевания имеют многоуровневую структуру, имеющую корни как в перинатальной, так и в трансперсональной областях. Таким образом психопатология наиболее полно объясняется с учетом не только биографической , но также перинатальной и трансперсональной динамики.

 

4. Принятие этих данных во внимание открывает новую и более полную картину психопатологии, а также более успешную стратегию лечения. Неосознаваемые переживания, связанные с рождением, образуют матрицы сложных эмоций и телесных ощущений, которые образуют потенциальный источник для различных форм психопатологии. Чтобы не остаться вечным просителем у врат града сознания, необходимо сделать усилие для того, чтобы вспомнить себя. По сути дела вся стратегия вхождения в мир Грофа основана на сверхусилии, особого рода вспоминании о том, что с нами было и понимании того, кто мы есть сейчас.

 

5. Холотропная стратегия в психотерапии основывается на данных изучения необычных состояний сознания и представляет собой важную альтернативу психотерапевтическим методам различных школ глубинной психологии, которые подчеркивают вербальную коммуникацию между терапевтом и клиентом и эмпирической психотерапией, проводимой в обычных состояниях сознания. Главная цель холотропной терапии состоит в том, чтобы активировать бессознательное, освободить энергию, содержащуюся в эмоциональных и психосоматических симптомах и трансформировать эти симптомы в поток переживания. Роль терапевта, или фасилитатора, в холотропной терапии состоит в том, чтобы поддерживать процесс переживания с полной верой в него и без попыток управлять им или изменять его.

 

6. Множество состояний, диагносцируемых сегодня как психозы и лечимых медикаментозными средствами, являются в действительности кризисами духовного роста и психодуховной трансформации. Если правильно понять их смысл и поддерживать его раскрытие, то они могут развиваться в процесс эмоционального и психосоматического исцеления, личностного роста и развития.

 

7. По Грофу, травма рождения, смерть и рождение, мистерия смерти, являются прототипом (или фундаментальной психологической структурой), которая активируется всякий раз, когда мы сталкиваемся с ситуацией угрозы жизни или проходим любые другие экстремальные переживания. Эта структура активируется в нас каждый раз, когда мы делаем некое сверхусилие к тому, что называют ростом, индивидуацией, раскрытием, творчеством. Пройдя через перинатальный опыт, мы подключаемся к гигантским полям переживаний, которые не случались с нами конкретно как с отдельными существами, но происходили с нами, как с принадлежащими к роду Человек, роду Живых, к роду существ, населяющих эту планету, в которых в свернутом виде содержится вся история живого и неживого

 

8. Понимание природы реальности, вытекающее из изучения холотропных состояний находится в резком конфликте с воззрениями материалистической науки. Грофовская реальность есть «Космическая Игра» Абсолютного сознания, подобного абсолютному принципу великих мистических традиций мира.

 

9. Выживание человечества и решение им глобальных проблем в значительной степени связано с его освоением опыта холотропных состояний

 

___________________________

 

Основанная на богатейшем клиническом опыте (столь масштабном, что по мнению критиков, трудно предположить, что кто-то еще может иметь сравнимый опыт, для адекватного критического сопоставления) Грофовская картография сформулировала правила вхождения в холотропный мир, и условия переживания чего-то, что адекватно моменту рождения, в смысле наполненности энергией, символикой и богатству возможностей переживания. Условия интенсивности подключения к виртуальному сверхполю человеческого знания.

По Грофу, наша психика устроена так, что входя в разные состояния, которые являются своего рода стоянками, устойчивыми местами в топологии развивающегося сознания, мы можем передвигаться в них без усилий и комфортно. Каждое такое состояние связано с раскрывающимися в нем виденьем и знанием.

Находящийся за пределами слов и мышления холотропный мир для нас в каком-то смысле нем, бессловесен, синкретичен. Стратегия вхождения в этот мир — воздержание от злоупотребления вербального языка. Стремление к целостности, к счастью присуще каждому из нас. При энергизации нашей психики, когда взбадривается наши латентные состояния, происходит автоматическое восстановление целостной коммуникативной ткани нашего сознания, как сознания Божественного.

Когда мы учимся держать эту энергию, не будучи вовлеченными в привычные эмоциональные конфликты, провокации, недомогания и т.д., тогда перед нами раскрывается ларец перинатального опыта, выводящий нас за пределы личной истории к универсальному сознанию. Этот уровень энергии отрезан от нашего повседневного опыта вместе с соответствующими воспоминаниями. Но если мы становимся способны выдерживать эту энергию, то становимся способны и жить на большей энергии, и в большей целостности.

В соответствии с Грофовской «экономикой сознания» для того, чтобы быть более целостным, свободным и счастливым требуется меньше напряжений, это состояние более естественно для каждого человека и оно не требует для своего продолжения тех сил, того напряжения, которые требуются для поддержания нашего обычного существования.

Величайшая ирония, величайший парадокс человеской природы заключается в том, что для того чтобы быть несчастным, замкнутым, нецелостным нам приходится постоянно затрачивать гигантские неосознаваемые усилия.

По сути дела эти усилия и составляют жизнь и организацию того, что является человеческим бессознательным.

Как только мы перестаем подпитывать свои травмы, настаивать на перцептивных структурах нашего опыта, мы восстанавливаем целостную коммуникативную ткань сознания и одновременно начинаем жить более расслаблено, спокойно и свободно.

 

 

 

______________________________________

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Прокрутить наверх