СОПРОТИВЛЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ
Реальность и сознание представляют собой взаимное сопротивление. Реальность и сознание сопротивляются друг другу в пространстве через непроницаемость вещества (сопротивление материи чувствам); реальность и сознание сопротивляются друг другу во времени через причинно-следственную зависимость (следствие асимметричности потока сознания-времени). Сопротивление есть взаимоположенность потока-расположения сознания и континуум-реальности.
Тем самым сознание оказывается не индивидуальным продуктом, а феноменом ноосферы (Вернадский), которая воспроизводит полевую зависимость не самого сознания между самим собой, а взаимозависимость сознания и континуум-реальности. Ноосфера представляет собой лишь ограниченное в пространстве усиление потока-плотности континуум-сознания. Однако требуют доказательства еще две гипотезы — одна, гипотеза Эйнштейна, о полевом соотношении времени-пространства и вещества в его полевом выражении; и другая, гипотеза Козырева, о полевом соотношении времени и пространства (экспериментальное подтверждение факта зависимости хода времени от вращения в одну и в другую сторону, то есть вычисления коэффициента асимметрии времени).
Первейшим следствием из этого будет являться понимание природы сна как соотношения сон-явь, так и соотношения медленная-быстрая фаза сна. В этом смысле сон будет представляться как выпадение сознания из асимметричного потока времени и из расположения пространства в проницаемую (несопротивляющуюся) неконтинуум-реальность. Сопротивление континуум-реальности (явь) окажется в таком случае бременем, разрушающим поток-расположение сознания, а проницаемость неконтинуум-реальности (сна) — восстановлением силы сопротивляться потоку-расположению сознания континуум-реальности для возвращения в нее с пробуждением. Очевидно, оказывается необходимым вычислить зависимость сложности организации биологической структуры, а значит и уровня сознания от длительности и интенсивности выпадения из континуум-реальности. Изучения требуют также альфа-ритмы и тета-ритмы мозга касательно их хронометричности, а значит «быстроты» субъективного времени. Тем самым окажется возможным получить коэффициент сопротивления реальности и соотнести его с коэффициентом асимметрии времени.
Сама реальность должна быть исследована на предмет коэффициента сопротивления. Почему бывают дни, когда все ложится под ноги и дается в руки, а бывают дни, когда ничего не клеится? Как зависит сопротивление не от удачи или личности, а от мощности самого сознания? На эти вопросы пока нет ответа…
Сопротивление социуму
Сопротивление социума проявляет себя исключительно прямо и непосредственно как зависимость человека от общества и чувственная зависимость людей друг от друга. Насколько можно оторваться от окружающих тебя людей, насколько можно игнорировать законы и нормы социума — вот рядоположенные проблемы.
Пытаясь организовать собственную судьбу, рано или поздно приходишь на каком-то этапе к невозможности улучшать индивидуальную организацию, так как обнаруживаешь чудовищную зависимость этого от окружающих. Дальнейший выбор труден — попытаться научить их организовывать собственные судьбы, самому заняться организацией их судеб или игнорировать и то и другое в дистанции от социума.
У Аристотеля все было просто: раб это неспособный к умственной деятельности человек. Сегодня мы должны говорить иначе, раб это неспособный к организационной деятельности человек. У всех куча идей, и мало кто умеет предложить действительно организационные решения воплощения своих идей. Так что имеется в виду не всякая умственная деятельность: не священное безделие интеллигента, но именно умственная деятельность по организации.
Чем больший сектор реальности ты отрабатываешь, тем больше организационных задач ты вынужден решать. Чем больше этих организационных задач возникает, тем больше людей ты вынужден привлекать для их решения. Чем больше людей ты привлекаешь для их решения, тем большее сопротивление они оказывают. Выхода два — диктат собственных исполнительных решений или передача собственных организационных знаний и опыта для тех, кто бы смог ими распорядится и приобрести точно такой же организационный ресурс. А если они не хотят, или если их устраивает ничего не решать? Вот это и есть сопротивление.
Переживаемый нами период это период сопротивления не столько со стороны бездарности и безделья, но со стороны более слабых, подлых и никчемных жизненных стратегий. Самые сильные столкновения, как всегда это столкновение жизненных позиций, судеб, концепции успеха и концепции удачи. Удача случайна, успех закономерен и зависит от человека. И именно это многими оспаривается.
Сопротивление судьбе
Судьба, жизненный путь, удача, с одной стороны, и жизненная стратегия, цель или смысл жизни с другой стороны. В первом случае мы рассматриваем себя как пассивное орудие судьбы, во втором случае мы есть, по крайней мере, ее участники, и ответствуем за свои поступки, а не за случайности или естественный ход событий, которые чаще всего ведут к упадку или деградации.
У меня не идет из головы образ Тарковского: «когда судьба по следу шла за нами, как сумасшедший с бритвою в руке». Как это надо понимать? Не так ли, что некоторая судьба гонится за нами, в то время, когда мы убегаем от нее, и судьба эта скорее — рок, то есть отрицательное содержание будущего, злонамеренное или фатальное. В этой гонке судьбы сквозит неизбежность того, что она догонит, и все, что мы можем сделать, это продлить на какое-то время эту погоню.
Однако если вдуматься глубже, то судьба догонять может нас лишь в том случае, когда мы сами идем впереди нее по ее же пути. Иначе, она мстит нам со стороны за всякие отклонения. Судьба идет по следу лишь тогда, когда мы ей прокладываем этот след. Опасность такого пути возникает тогда, когда ритм жизни ускоряется, тем самым увеличивается количество дел, связей и зависимостей, которые вольно или невольно берешь на себя. И вдруг, обвал, по какой-либо причине ты не выдерживаешь самим тобою взятый темп, и идущая по следу судьба сминает и давит вживую, прокладывая дорогу через тебя и оставляя плестись сзади.
«Достойно ль смирятся под ударами судьбы иль надо оказать сопротивленье?» — второй вопрос Гамлета, обычно незамечаемый перед лицом первого вопроса «быть или не быть», и эти два вопроса не тождественны. Более того, достойно ли отвечать ударом на удар, и если не отвечать, то защищаться или убегать? В этих метафорических вопросах однако не так просто разобраться.
Мне же кажется смирятся можно лишь до определенной черты, за которой происходит утрата возможности какого-либо влияния. Сопротивление таким образом приобретает вид не просто выживания, но сохранения и жесточайшего отстаивания хоть какого-либо влияния на происходящее. Это же содержание можно присвоить и самому сильному и последовательному сопротивлению.
Речь идет о насилии над судьбой — об обретении такого положения и статуса, которое сознание и сама целостность личности пережить и интегрировать не в состоянии. Выскочки должны совладать прежде всего с самими собой, иначе они же себя и разрушат.
Можно ли вообще все это описать, и нужно ли? Мне кажется, главный недостаток нынешней культуры это вовсе не отсутствие объединительной (национальной, государственной или какой угодно) идеологии, но — отсутствие культурных стереотипов положительных жизненных стратегий.
Жизненные стратегии лучших из лучших в нашей культуре не являются однозначно положительными. В этом — опасность. При выборе любой из жизненных стратегий мы оказываемся заложниками социального конфликта и бешеного сопротивления социума вообще и окружающих в частности.
Даже при первой отдаленной попытке апробировать некоторую новую жизненную стратегию, происходят яростные атаки со стороны прежде всего людей понимающих, интеллектуальных, культурных — вот в чем самая важная проблема.
Наша культура не в состоянии разрешить производство новых жизненных стратегий. Сначала я думал, что это зависть. Но ведь зависть это здоровое индивидуалистичное чувство. Нет, это еще страшнее — это стадность, круговая порука удерживания на дне. Попытки произвести какие-либо духовные движения пресекаются — безотчетно, без всяких заговоров, но очень уж синхронно.
Проблема проблем — никто из нас не имеет право иметь собственную индивидуальную судьбу (в социуме). Нас беспощадно обрекают на общую судьбу. Любые попытки индивидуального отрыва преследуются как предательство.
В кризис мы входили все вместе и приблизительно равными. Выходить будем по одиночке и в огромном неравенстве. Вот та простая правда, которую никак не хотят понять. Дальнейшее сопротивление вырабатыванию индивидуальных положительных жизненных стратегий будет смерти подобно для этой культуры. Если она этого не понимает, то тем хуже для нее…
Сергей Дацюк
Проект «Культурные провокации»