Психология музыкальной деятельности

 

 Можно с уверенностью утверждать, что все, о чем говорится на страницах настоящего учебного пособия, может быть использовано в последующей профессиональной деятельности музыкантов — как педагогов, так и исполнителей.

В.Ф.Жданов

Книга… представляет ценность как для курсов музыкальной и общей психологии, читаемых в музыкальных учебных заведениях, так и для музыкантов-практиков и всех интересующихся вопросами музыкальной деятельности.

Е.В. Назайкинский

Материалы книги дают основание говорить, что ее авторы открывают пути к внедрению новых, современных психолого-педагогических подходов к обучению музыке.

Н.С. Лейтес

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Психологическая подготовка играет важную роль в процессе профессионального становления музыканта, кем бы он ни был по своей «узкой» специальности — педагогом, исполнителем, музыковедом-исследователем и т.д. В целостной структуре музыкального образования психологическая составляющая оказывает воздействие на цели и задачи учебно-образовательного процесса: формирование общих и специальных способностей, развитие художественно-образного мышления, выработку технических умений и навыков и т.д.

Всем этим (и многим другим) вопросам и посвящена книга.

Курс психологии читается практически во всех российских музыкальных учебных заведениях высшего и среднего звена. Бесспорно, знание так называемой общей психологии необходимо для специалистов не только с высшим образованием, но и со средним. Хотя можно было бы заметить в данной связи, что, когда курс общей психологии становится уж слишком «общим», когда он преподносится учащимся-музыкантам абстрактно, вне видимой связи и реального соотнесения с их профессией, это не вызывает по-настоящему заинтересованного отношения к предмету. Молодые люди естественным образом тянутся к тому, что сопрягается, прямо или косвенно, с их жизнедеятельностью, будущей практикой.

 

Напрямую с практической деятельностью учащихся-музыкантов связан курс музыкальной психологии.

В нем все или почти все имеет отношение к тому, с чем придется столкнуться в дальнейшем выпускнику музыкального учебного заведения.

В русле названного курса, его содержания, тематики, общей направленности и создавалось настоящее учебное пособие. Оно призвано помочь студентам войти в мир сложных и многообразных музыкально-психологических проблем и научить самостоятельно ориентироваться в нем. Ориентироваться самостоятельно — такая постановка вопроса имеет в данном случае первостепенное значение. Авторы пособия надеются на то, что оно будет использоваться не только в системе образования, но и за ее пределами — в рамках самообразования.

В книге обобщаются взгляды и научные позиции многих видных представителей общей и специальной психологии. Сегодня доминирует точка зрения, согласно которой музыкальная психология ведет свое начало от Г. Гельмгольца, его «Учения о слуховых ощущениях как физиологической основе теории музыки» (1863). Большой вклад в эту область — если иметь в виду зарубежных специалистов — был внесен Г. Риманом, Э. Куртом, А. Веллеком, Г. Ревешем, К. Сишором, К. Мартинсеном, Л. Маккиннон, Т. Маттеем, В.Бардасом и др. Обратим внимание: среди перечисленных имен встречаются как имена психологов, интересовавшихся музыкой, так и музыкантов, интересовавшихся психологией, — и те и другие шли как бы навстречу друг другу.

 

Читать книгу

________________________________________

3 комментария к “Психология музыкальной деятельности”

  1. Татьяна

    Скажите, пожалуйста, кто автор книги, на которую дается ссылка? (Психология музыкальной деятельности)

    1. К своему стыду — я не знаю кто автор. Поиск в интернете ничего не дал… Но более глубокого и развёрнутого труда я по теме не встречал.

    2. Наталья

      Автор Д. Кирнарская . и др. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика.- М., 2003.- 368

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Прокрутить наверх