"ЛЯ" 440 Герц

 

 В 16м- 17м веке «ля» закрепилось на 405-407 герц (это низкая ля-бемоль) и оставалось таким вплоть до французской революции. Наполеоновские войны прокатились по Европе и «ля» поползла вверх.

   Почему так произошло?

Я думаю — это психология скрипачей. Они и сейчас стараются настроить чуть острее духовых. Когда духовые подравнивались, они опять завышали.

При вводе метрической системы Наполеон приказал принять новый эталон ля 435гц. Благо вся Европа была в подчинении!

После Наполеона ля опять»сорвалась»и, по некоторым данным, достигла 460гц. Особенно страдали тогда деревянные духовые и зарождающиеся медные хроматические.

Наконец музыканты не выдержали и созвали в 1836году «Штудтгартскую конвенцию»на которой и была принята ля 440Гц.

СССР присоединился к ней в 1936году.

Во Франции знаменитые фирмы деревянных духовых до сих пор выпускают инструменты как под 440 так и 435гц. Где-то видимо ещё есть оркестры по заветам Наполеона.

    Но до сих пор идёт спор: наши скрипачи задирают строй. Обосновывая это новыми стандартами 442гц.

    Каких-то документов подтверждающих это никто не видел. Но промышленность(ещё в СССР)выпустила камертоны 442 и даже 443гц.
Оркестровые колокольчики и ксилофоны настроены 442гц что на них и написано.

Наши умники даже отправили запрос на фирму.

         Пришёл примерно такой ответ:

Стандарт «ля» 440,настройка ударных в 442 обусловлена физическим явлением затухания звука с понижением. То есть, когда звук отлетит от ксилофона — он понизится как раз до 440.

     Исходя из этого видимо завышены все концертные рояли.
Но наши-то умники-оркестранты настраиваются под рояль,и он опять на фоне оркестра низит.

″   Комментарий взят с какого-то форума:   авторство установить не представляется возможным .

Звуки, питающие мозг энергией.


И ещё немного слов 🙂 о настройке … и музыкальном слухе

(написано Гатри Гованом (как меня поправили в комментах :)), но, уверен, всем будет понятно :))

Для начала немного физики. Высота любой ноты может быть представлена в герцах, они определяют количество колебаний струны в секунду, и это число удваивается каждый раз, когда вы переходите на октаву выше. Так что, если вы видите «A = 440» на тюнере, значит правильно настроенная нота Ля должна вибрировать 880, 440 или 220 раз в секунду, в зависимости от октавы.

Древние греки открыли систему пропорций, с помощью которых можно подобрать группу нот, которые вместе хорошо звучат. Это группу мы знаем как мажорную гамму, а в ключе До она выглядит так:

  • До = 264 Гц – умножаем на 9/8 и получаем:
  • Ре = 297 Гц – умножаем на 10/9 и получаем:
  • Ми = 330 Гц – умножаем на 16/15 и получаем:
  • Фа = 352 Гц – умножаем на 9/8 и получаем:
  • Соль = 296 Гц – умножаем на 10/9 и получаем:
  • Ля = 440 Гц – умножаем на 9/8 и получаем:
  • Си = 495 Гц – умножаем на 16/15 и получаем:
  • До = 528 Гц
 
 

   Обратите внимание, что частота последней ноты вдвое выше изначальной До, шаблон можно повторить заново, получив ноты следующей октавы. Сравнительно простые пропорции вроде этой часто звучат приятно для человеческого слуха (Флажолеты, кстати, «работают» точно также. Как мы увидим далее, проще всего найти флажолеты в точках, где струна делится поровну на половины, трети, четверти и так далее). Выше перечислены ноты, которые хорошо звучат вместе в тональности До. Точнее, они составляют До- мажорную гамму.

   И вот тут и начинаются проблемы. Если вы захотите рассчитать все частоты для подобной гаммы в ключе Ре мажор, то начнёте с Ре = 297 Гц, как указано выше. А затем, с этой стартовой точки, вы примените такую же последовательность соотношений. Вот что получится:

  • Ре = 297 Гц – умножаем на 9/8 и получаем:
  • Ми = 334,1 Гц – умножаем на 10/9 и получаем:
  • Фа-диез = 371,3 Гц – умножаем на 16/15 и получаем:
  • Соль = 396 Гц – умножаем на 9/8 и получаем
  • Ля = 445,5 Гц – умножаем на 10/9 и получаем:
  • Си = 495 Гц – умножаем на 9/8 и получаем:
  • До-диез = 556,9 Гц – умножаем на 16/15 и получаем:
  • Ре = 594 Гц

  Даже если вся эта математика вызывает у вас неприязнь, я уверен, что вы тоже заметили здесь серьёзную проблему. Ми, которая составляла 330 Гц в До мажорной гамме, в Ре мажорной гамме равна 334,1 Гц. Ещё есть Ля, которая в До мажорной гамме равна 440 Гц, но 445,5 Гц в Ре мажорной. А если у нас больше одного варианта «правильной» частоты для некоторых нот, то каким же образом нам настроить инструмент так, чтобы он звучал хорошо во всех 12 ключах?

   Решение, которое используется в западной музыке называется «равномерная темперация», каждая октава делится на 12 равных полутонов. С точки зрения математики это достигается умножением стартовой частоты на корень двенадцатой степени двойки (примерно 1,0595). Если вы сделаете это 12 раз то выведете частоты всех возможных полутонов в октаве. Это не обязательно будут самые приятно звучащие варианты нот, но они будут близки к правильному звучанию в любом контексте, а это позволяет музыкантам писать и играть музыку, которая свободно перемещается в разные ключи.

   Оборотная сторона состоит в том, что из-за этого сложно правильно настроиться! Если вы попытаетесь получить идеальный аккорд C в открытой позиции, то обнаружите, что E в открытой позиции звучит определённо «фальшиво» и наоборот. Если вы используете электронный тюнер, чтобы найти идеальный компромисс для каждой ноты (в соответствии с системой равномерной темперации), то все ваши аккорды будут звучать «фальшиво», но только совсем чуть-чуть, так что с этим можно жить.

   Все эти технические нюансы я привёл для того, чтобы донести главную мысль: если ваш тюнер утверждает, что вы настроены правильно, но вам кажется, что аккорд всё равно звучит немножко «не так», то вы не сходите с ума, вы абсолютно правы! Лучше всего использовать тюнер, как ориентир, а после этого на слух делать нужные изменения в соответствии с тональностью, в которой вы играете.

Стандарт настройки

   Это ещё одна неотъемлемая проблема связанная с настройкой, наверное, лучше всего, её проиллюстрировать рассмотрев способ, которым настраивают пианино. Пианино звучит более стройно, если его диапазон слегка растянут — т. е. если частота каждой ноты не в два раза выше той же ноты предыдущей октавы, а чуточку больше, чем в два раза. Не спрашивайте меня почему, просто так уж есть. (гитарист Эрик Джонсон расхваливает преимущества метода, когда сначала настраивается третья струна Соль, а от неё все остальные к краям, при этом самая «правильная» нота в таком случае находится в середине диапазона гитары.) В оркестре у разных музыкантов немного разный эталон — скрипачи настраиваются на чуть более высокую Ля, чем туба, например. А если приводить пример из гитарной области, то Мартин Тейлор утверждает, что он настраивает Ля как 442 Гц, а не 440 Гц.

Абсолютный слух

   Чтобы как-то завершить тему кратко упомяну относящуюся к настройке тему абсолютного слуха, способности точно определять высоту ноты на слух. Обычно считается, что абсолютный слух это талант, который либо есть, либо его нет, но существуют курсы, которые заявляют, что могут научить этому (американец Дэвид Бургесс предлагает такой курс в формате нескольких аудиокассет). Я, к сожалению, не обладаю абсолютным слухом. Я примерно представляю, как должна звучать открытая первая струна, но это забывается довольно быстро, если я не играю несколько дней, так что я называю это скорее «запоминанием ноты». На самом деле, я даже немного рад такому положению вещей — многие люди, которые знают точную высоту каждой ноты, не могут слышать музыку, которая играется немного выше или ниже. Один из моих школьных учителей музыки был «одарён» абсолютным слухом, и каждый раз вздрагивал, когда включал нам на уроке кассету, школьный магнитофон проигрывал её чуть медленнее, а следовательно, музыка для учителя звучала неправильно. Боюсь подумать, что с ним сделали бы ранние альбомы Ван Халена, где гитара и бас были настроены примерно на четверть тона ниже Ми или Ми-бемоль! (в период «до клавишных», Эдди Ван Хален и Майкл Энтони просто настраивались друг на друга, а не по камертону)

   Несколько лет назад у меня был студент, который прошел один из таких курсов типа «научи-себя-сам-абсолютному-слуху», и я был восхищён. Время от времени я пытался выстрелить в него случайной нотой, чтобы подловить… и ни разу не подловил! Когда я спросил у него как эта система работает, он объяснил, что лучшая аналогия это цвета. Например, сказал он, думайте о Си-бемоль как о звучащей синим цветом, а Ре зелёным.

   Заинтригованный, я сыграл ему аккорд Cmaj7 и спросил как звучит это. Он огорченно покачал головой и сразу сдался.

«А ты не можешь просто сфокусироваться на каждой ноте по очереди и различить их цвета?» — посоветовал я. «Потом ты посмотришь на этот список нот и определишь аккорд».

«Нет, вы не поняли», возразил он. «Все аккорды звучат для меня коричневыми!»

В общем, абсолютный слух хорош для определённых вещей — я, например, знаю нескольких певцов, которые используют его, чтобы определить стоит или нет пытаться достичь определённой высокой ноты — но он не решает всех проблем связанных с музыкой, и многие профессиональные музыканты прекрасно живут без него. Я полагаю, что гораздо полезнее работать над своим относительным слухом — способностью распознавать интервал между одной нотой и следующей — часть этой книги про лады и интервалы поможет вам в достижении этой цели.

Есть, кстати, теория, что все дети рождаются с абсолютным слухом, но теряют его когда начинают понимать, как работает музыка. И только когда они избавляются от него, они способны распознать, что «Happy Birthday» сыгранная в разных тональностях это одна и та же мелодия.

переводчик Михаил

П. Н. БЕРЕЖАНСКИЙ
АБСОЛЮТНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ
Сущность, природа, генезис, способ формирования и развития

Резонанс. Ю.Лазарев.

Незаменимая для музыкантов вещь — МЕТРОНОМ !!! — Fine Metronom — лучшая программа

Бесплатная программа Best Practice — позволяет изменять уровень настройки не меняя темпа музыки :  BEST PRACTICE

12 комментариев к “«ЛЯ» 440 Герц”

  1. Илья Дудко

    А я то думал почему настроенная по тюнеру скрипка так «фальшивит»… А вот настроенная по чистым квинтам от «ля» звучит намного благозвучно!

    1. Много тонкостей связано с особенностями нашего уха. Так, настройщики роялей знают, что для лучшего восприятия темперации нужно самые нижние струны чуть-чуть занижать, а самые верхние — чуть-чуть завышать. Тогда будет субъективное восприятие точной настройки! Насчет скрипачей тоже понятно: завышают строй для того, чтобы увеличить натяжение струн, тем самым сделать звучание более ярким, что важно для концертного исполнения. Для желающих подробнее узнать побольше о нашем слуховом восприятии, погуглите, пожалуйста по ссылке: «кривая Рейлсбека». И будет вам счастье…

  2. И так вот с помощью работы, работал, работал и за два года заработал первый свой миллион
    Говорят что деньги должны работать, а они у меня лежат на полочке. Нашел пару низш куда хочу вложить свои средства в другой бизнес.
    Кто-что посоветует.

    1. Скрипки итальянские и смычки французские покупай! Они в цене растут быстрее, чем акции… и гарантированно 🙂

  3. Дмитрий

    Стоило указать, что про настройку написано не «гитаристом» , а Гатри Гованом. И переведено издательством на русский.

  4. Он не Бургесс, а Бурге 🙂 Я развиваю свой слух по его программе, но имени его не знала, поискала, а выдает какого-то убийцу… Оказалось, что пианист, дирижер Бурге, хехе.
    Меня очень заинтересовала эта тема! Можете подсказать литературу, чтобы поподробнее прочитать про это?

    1. Ищущий — обрящет 🙂 Литературы много, но действенной мало. Зато много практикующих специалистов. Искать надо учителей 🙂

      1. Ну я учусь в консерватории, а ничего про то какое было ля в разные эпохи мы не проходили, да и вряд ли уже пройдем :/ А вы с какого источника взяли информацию для статьи?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Прокрутить наверх