Особое значение древние архитекторы придавали геометрической пропорции,
именуемой «золотым сечением».
«Золотое сечение» — это деление отрезка на две части таким образом, что отношение целого к большей части равно отношению большей части к меньшей, т.е. a:b = b:(a+b).
Соотношение величин в «золотом сечении» зачастую совпадает с соотношением между тонами
большой сексты (3:5) и малой сексты (5:8).
Принцип «золотого сечения» приложим и к пропорциям человеческого тела.
Если разделить человеческое тело на две части по высоте, проведя горизонтальную линию через пупок, мы получим соотношение величин «золотого сечения». И те же пропорции даст нам деление человеческого тела с раскинутыми руками по ширине (в данном случае — вертикальной линией, проходящей через сосок). Точка в области паха делит расстояние от подошв до сосков на два неравных отрезка, соотносящихся друг с другом по принципу «золотого сечения».
Те же пропорции обнаруживаются и в соотношениях многих других частей человеческого тела: в соответствии с «золотым сечением» расположено колено на ноге, линия бровей на лице, локтевой сустав на руке.
Пропорции большой и малой секст — 3:5 и 5:8 — свойственны строению не только человеческого тела, но и тел животных (в том числе насекомых) и также растений.
Гармоники в архитектуре
В рамках своего учения о звуке Кайзер разработал теорию взаимосвязи законов гармоник и архитектуры.
Впрочем, эту взаимосвязь еще веком раньше подметил Гёте, которому принадлежит знаменитое высказывание:
«Архитектура — это застывшая музыка».
В такой афористичной форме Гёте выразил идею о том, что принцип соотношения гармоник приложим и к области конструкций и сооружений.
Далеко не все формы, встречающиеся в геометрии и природе, подчинены закону гармонических соотношений, но, по мнению Кайзера, именно формы, соотносящиеся с гармоническими рядами, представляются нам наиболее красивыми.
Особенной соразмерностью и гармоничностью отличаются те конструкции, между составными элементами которых существует соотношение, основанное на октаве (2:1), кварте (3:2) и терции (5:4).
Этот закон был прекрасно известен в древних школах мистерий. Не случайно самые прекрасные из афинских, римских и египетских храмов основаны именно на этих пропорциях.
В таблице представлены целочисленные соотношения,
встречающиеся в гармонических рядах:
Октава | 1:2 |
Квинта | 2:3 |
Кварта | 3:4 |
Большая секста | 3:5 |
Большая терция | 4:5 |
Малая терция | 5:6 |
Малая секста | 5:8 |
Малая септима | 5:9 |
Большая секунда | 8:9 |
Большая септима | 8:15 |
Малая секунда | 15:16 |
Тритон | 32:45 |