Настройка звука и тембра инструментов.

Скрипка

 6 факторов, влияющих на резонанс и тембр скрипки, альта, виолончели и контрабаса.

1: Форма.

Первый и наиболее значимый фактор — «колодка» инструмента, т.е. — форма. Со времён Андреа Амати (с середины 16 века!) форма изменилась очень незначительно. Каждый последующий мастер, слегка изменяя форму, изменял и звучание инструмента. Наиболее радикальные и успешные изменения были сделаны Страдивари. Но и у самого мэтра можно наблюдать разные формы и, соответственно, разное звучание: от ранних «Аматиз», дающих чистый и ясный тон, до крупных форм «Золотого Периода», придающих звучанию большой общий резонанс и силу звука, особенно в нижнем регистре.

2: Свод.

  Второй, не менее значимый, фактор: свод. А именно: решение, исходящее из понимания принципа — внешняя форма двухчастная, а свод — трёхчастный. Определение свода играет очень важную роль в звучании инструмента. Высокий «полный» свод скрипки даёт более глубокий и тёмный, как у альта, звук. Высокий свод в сочетании с глубоко выделанной галтелью производит больше высоких частот, звук обретает яркость и отзывчивость. Плоский свод даёт возможность воспроизвести более мощный «сольный» звук.

3: Выбор дерева.

В третьих: звучит непосредственно дерево.

Чаще всего верхняя дека делается из ели, а нижняя — из клёна, но разница в качестве древесины дек и их сочетание варьируется просто колоссально!

Мягкая древесина производит более приглушённый и богатый звук. Твёрдая — привнесёт «трубный» эффект, но совместное использование этих качеств древесины и приведение их к балансу может быть достигнуто разными модификациями. Клён может быть распущен квартами, т.е. — волокна в заготовке будут ровными, плотными и перпендикулярными поверхности, будут давать яркое и прозрачное звучание. «Скошенный» срез даст разную текстуру дерева и более эластичную, что будет способствовать более «комплексному» и взаимопроникающему звуку.

Другие породы древесины, которые часто используются для задних дек альтов и виолончелей, где требуется более «мясистый» и мягкий, округлый звук — ива, тополь, бук и другие породы, дают разные эффекты в звуке.

4: Столярка.

Столярная работа — следующий важнейший фактор в реализации звучания. Верхняя и нижняя дека выделываются в очень жёстком соответствии друг к другу — десятая доля миллиметра является критической в своде, а распределение толщин в деках должны быть рассчитаны, исходя из всех других данных. Высота и форма свода, а также упругость и твёрдость древесины должны быть приняты в расчёт для формирования верхней и нижней дек, которые должны быть сведены, в свою очередь, в баланс друг с другом.

 

5: Лак.

Дальше идёт лак. Чаще всего оказывается, что лак отрицательно влияет на звучание на практике. Можно сказать, что меньшее количество лака на инструменте делает его более отзывчивым и податливым во время игры. Кстати, очень важное обстоятельство — лак не должен «гасить» звук при любых обстоятельствах, и жизненно необходимо подготовить дерево под лакировку, чтобы лак не проник в дерево и не нарушил естественный отзвук древесины. Более того, лак должен быть эластичным и устойчивым к истиранию, должен быть подвижным, как и покрываемый материал, а не превращаться в «жёсткий футляр».

 

6: Заключительные настройки.

Заключительные, но не менее важные, для полноценного звучания  регулировки: бас-балка, душка, подставка, шейка и накладка грифа вносят настолько невероятные изменения в звук, что это может в корне поменять ощущения и восприятие исполнителя и слушателя, соответственно.

  Одним словом, все аспекты работы, произведенные вместе, тщательно в процессе производства, с учётом пожеланий исполнителя, играет очень важную роль в достижении конечного результата — звука и его использования музыкантом, и его влияния на слушателя.

свободный перевод мой 🙂

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Прокрутить наверх