Звука Бесконечность — Света Вечность

 

Проблемы постановки рук:

эмоционально-слуховая и моторная сферы.

 

 

Рука музыканта — неотъемлемая часть его души, и в этом отношении ее творческие возможности безграничны. В то же время рука — часть тела. И ее двигательно-силовые действия должны быть полностью подчинены физиологическим закономерностям функционирования человеческого организма.

Музицирование — единый психофизиологический процесс, в котором психический фактор — основа художественного мышления. Таков высший идеал исполнительского мастерства.

 

Какова закономерность совмещения двух начал, двух сторон творческого процесса — эмоциональной и двигательной? Как подчинить их полностью творческим задачам?

Ответ однозначный — художественные задачи превыше всего, а двигательные действия рук должны всегда подчиняться творческой воле исполнителя. Поэтому двигательные действия рук должны быть полностью автоматизированы и совершаться с минимально необходимой степенью напряженности.

Благодаря тщательно продуманной подготовке, рука, полностью подчиняясь воле исполнителя, становится полноправной участницей творческого процесса. Более того, образуется двусторонняя связь — рука, повинуясь воле исполнителя, своими действиями корректирует замысел исполнителя, материализуя его в том или ином характере звучания.
По утверждению С.Савшинского «Рука обретает способность «слышать», «выражать» и «предвосхищать» тот или иной характер звучания. Рука обретает дар «предслышания», способность «самонастраиваться» на выразительную артикуляцию.

В свете изложенного возникает извечная проблема воспитания органичной связи между эмоционально-слуховой и моторной сферами. Как практически соединить воедино две стороны творческого процесса, добиться их полной уравновешенности и гармонии? Эти кардинальные вопросы всегда были и всегда останутся в центре внимания всей системы музыкального воспитания и образования.

Моторно-двигательное воспитание должно строиться на основе неукоснительного соблюдения физиологических закономерностей двигательных действий мышечной сферы организма. Речь идет не только о двигательных действиях всей руки, но также и отдельных ее частей.

Двигательный процесс необходимо строить на базе полного взаимодействия — максимальной координации всех частей корпуса и рук, рук и плечевого пояса, плечевого пояса и головы, верхней и нижней частей корпуса. Без всесторонней организации моторно-двигательной сферы невозможно воспитание ее органической связи с эмоционально-слуховой сферой. В этой связи особое значение следует придавать начальному периоду обучения, связанному с формированием постановочных элементов в детском возрасте.

А.Лоуэн. Телесно-ориентированная терапия

Основные двигательные ощущения и действия руки
и закономерности их воспитания;
взаимодействие частей руки в процессе их двигательных действий

Подъем руки, как начало двигательного процесса

 

 

Двигательные действия руки начинаются с ее подъема. От того, как совершен подъем, зависят все последующие движения. Физиологически правильный подъем руки состоит из двух этапов:

I) Средние пучки дельтовидной мышцы, покрывающей плечевой сустав, поднимают руку, при этом отводят ее в сторону и назад (синхронные движения). Совместно с дельтовидной мышцей работает трапециевидная — области лопатки и ключицы, которая принимает активное участие в подъеме руки и особенно в отведении ее назад. Отведение руки назад при ее подъеме (как уже отмечалось неоднократно) дает возможность ученику оптимально почувствовать мышечную зону лопатки как начало силовой зоны руки, что способствует ощущению руки как единой двигательной системы. Это должно восприниматься учеником как первичное движение, дающее ему возможность поднять руку и удерживать ее на весу с минимально необходимой степенью напряжений. В свою очередь подъем руки с синхронным отведением ее назад позволяет ученику почувствовать органичное единство всех частей руки — от лопатки до кисти и пальцев — их взаимосвязь и взаимозависимость.

II) При выносе руки вперед в активные (силовые) действия автоматически включаются передние пучки дельтовидной мышцы. Передние пучки дельтовидной мышцы совместно с грудными мышцами выводят руку вперед. Мышечные группы зоны лопатки и задние пучки дельтовидной мышцы при этом движении освобождаются от активных напряжений. Таким образом происходит естественная регуляция активных действий отводящих и приводящих мышечных групп.

 

Читателю, желающему значительно более подробно ознакомиться с анатомо-физиологической структурой руки, со взаимодействиями всех ее мышечных групп, автор рекомендует обратиться к книге Владимира Майорова и Шмуэля Таца «Руки музыканта» (Каунас, 1996г.).

Выводы:

исходя из физиологических закономерностей анализируемых двигательных действий, оптимальный вариант подъема руки заключается в определенной последовательности:

1) подъем руки с синхронным отведением ее назад — как первичное действие — при этом неизбежно четкое ощущение области лопатки как начала силовой зоны руки.

2) вторичное действие: после отведения руки назад и фиксации этого положения — вынос поднятой руки вперед. При выносе руки вперед все ее части — от лопатки до кисти и пальцев — двигаются автоматически как единая система. Как и подъем руки с синхронным отведением ее назад, это движение — также абсолютный вариант, не требующий затрат особых усилий. Описываемый вариант подъема руки дает возможность свободно двигать всю руку: отводить ее назад и выносить вперед по дугообразной линии — наиболее естественной для мышечных групп лопаточной области.

 

Для сравнения обратимся к традиционному методу подъема руки — выносу ее вперед как первичному двигательному действию — и проанализируем, что происходит в мышечной сфере:

1) передние пучки дельтовидной мышцы, которые совместно с грудными мышцами выводят руку вперед, испытывают при этом противодействие средних пучков дельтовидной мышцы и мышечных групп лопатки, тех мышечных групп, которые при подъеме руки должны отводить ее назад. При подобном варианте некоординированные действия разнонаправленных (приводящих и отводящих) мышечных групп-аптагонистов, функционирующих в неестественном с физиологической стороны режиме, неизбежно провоцируют перенапряжения мышечных групп всего плечевого пояса. Особенно перенапрягаются при этом передние части плечевого сустава (плеча). В результате в зоне плечевого сустава образуется фаза физиологической рефрактерности — непроходимость силовых импульсов, идущих от лопатки в сторону игровой части руки. Как следствие, мышечные группы лопатки и ключицы напрягаются практически вхолостую и, не находя выхода на игровую часть руки, направляются в противоположную сторону, провоцируя перенапряжения в области позвоночника. Последние ведут к его сдавливанию и неизбежной деформации со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Некомпенсируемые перенапряжения мышечных групп лопатки и ключицы создают постоянный очаг напряженности всего плечевого пояса, особенно его спинной части. Напряжения эти, фокусируясь в области позвоночника, становятся постоянным «спутником» музыканта даже вне игры на инструменте.

2) Подъем руки с одновременным выводом ее вперед, создающий очаг перенапряжений в зоне плечевого сустава, не дает возможности ученику, особенно начинающему, почувствовать в должной мере области лопатки-ключицы. В результате — рука начинает функционировать вне ощущения лопатки как начала ее силовой зоны, а, следовательно, не как единая двигательная система, а в изоляции от ее спинной части.

Что же касается плечевой части руки — она в данном случае берет на себя не свойственную ей основную силовую нагрузку и при этом неизбежно перенапрягается. Речь, естественно, идет о функционирующей руке, то есть поднятой в рабочее положение.

Вариант подъема руки с выносом ее непосредственно вперед заставляет лопаточную часть руки двигаться прямолинейно, а не по дугообразной линии, как при отведении руки назад. Подъем руки по прямой линии, как и любое прямолинейное движение, провоцирует перенапряжение мышечных групп зоны плечевого сустава.

Резюмируя вышеизложенное, следует сделать однозначный вывод: первичным движением при подъеме руки должно быть отведение ее в сторону и назад. Таков, по моему мнению, оптимальный — естественный с точки зрения физиологии прием, при котором у ученика воспитываются ощущения (навыки) подъема всей руки — всех ее частей как единой системы с минимально необходимой степенью напряжений.

Предлагаемый прием создает в единой системе руки предпосылки для фазы наивысшей физиологической проводимости, в то время как традиционный для музыкальной педагогики метод подъема руки с одновременным выносом ее вперед создает необходимость изыскивать комплексы специальных вспомогательных упражнений для освобождения зоны плечевого сустава от излишних напряжений, неизбежных при подобном варианте подъема. Однако, как показывает педагогическая практика, даже использование специальных освобождающих упражнений в данном случае далеко не всегда дает положительный, а тем более стабильный результат.
Бросок руки, ее свободное падение, как основа воспитания четкой периодизации процессов напряжения и расслабления.

Важнейший момент функционирования рук — их расслабления после действий (напряжений). На основе четкой периодизации процессов напряжений и расслаблений базируется вся музыкально-исполнительская техника. Прежде, чем перейти к изложению основных закономерностей, связанных с периодизацией процессов напряжений и расслаблений, необходимо четко разграничить понятия: «бросок руки» и ее «свободное падение». В этих понятиях заключено существенное отличие, связанное с разными периодами обучения. В основе этих отличий — мышечные ощущения в момент подъема и падения руки.

Если подъем руки производится с лишней затратой мышечной силы — а это неизбежно на начальной стадии обучения, то полного, а тем более автоматического расслабления мышц плечевого пояса в момент падения руки не наступает. В подобных случаях ученику приходится прилагать определенные волевые усилия с целью освободить чрезмерно напряженные мышцы, чтобы дать руке возможность упасть. Таким образом, появляется необходимость активно преодолевать сопротивление напряженных мышечных групп, удерживающих руку наверху в момент ее падения.

Этой цели и служит активный (волевой) бросок руки, который помогает преодолевать сопротивление напряженных мышц. Активные броски рук необходимы в начальном периоде обучения, особенно в предпостановочной фазе. Весьма эффективны активные броски рук в период исправления недостатков, связанных с зажатостью плечевого пояса у играющих учеников.
Если перенапряжения в значительной мере зафиксированы в мышечной сфере, то преодолеть сопротивление руки в момент ее падения становится непростым делом. В подобном случае наиболее эффективным способом исправления этого серьезного недостатка становятся активные броски руки.

Что касается «свободного падения руки» — это показатель не только свободного состояния мышечных групп плечевого пояса, но и определенного уровня исполнительского мастерства, связанного с автоматизацией комплекса целесообразных двигательных приемов. В принципе, это та сумма приемов, которая лежит в основе третьей фазы двигательного цикла — расслабления после действия.

Анализируя процессы подъема руки и ее падения, можно наблюдать, что чем меньше ученик затрачивает физической силы в момент подъема руки, тем легче он руководит процессом расслабления мышечных групп плечевого пояса в момент ее падения. В этой связи педагогу следует особо строго контролировать момент подъема руки и добиваться от ученика четкого исполнения этого приема с минимально необходимой затратой физической силы.

Однако предварительно рассчитать оптимальный вариант напряжений даже профессионалу практически невозможно, ибо этот процесс связан не только с технической , но и с эмоциональной сферой.
У профессионала освобождение от лишних напряжений после подъема руки происходит автоматически за счет миниброска руки, с помощью которого он ощущает свободное состояние руки непосредственно после ее подъема. Речь в данном случае идет о приведении руки в подвешенное состояние, которое и позволяет освободиться от лишних напряжений. Подвешенное состояние руки, таким образом — это первый этап ее освобождения. Второй, окончательный этап наступает после падения руки и прикосновения пальцев к клавиатуре или непосредственно к струне.

 

«У меня расслабление руки наступает мгновенно после прикосновения к клавиатуре», — подчеркивал Иосиф Гофман.

 

Что касается формирования этого важнейшего навыка у начинающего ученика, то активный бросок руки как основу ее освобождения после действий (подъема) необходимо воспитывать сознательно, доводя это действие до полного автоматизма — свободного падения руки. Автоматическое расслабление активно работающих мышц как фундаментальное ощущение — непременное условие строгой цикличности двигательного процесса.

Недостаточная степень расслабления является превопричиной всех зажатостей, ибо некомпенсированные напряжения провоцируют не только локальные перенапряжения определенных мышечных групп, но и зажатость всего организма играющего.

Естественно, очень трудно руководить рукой в том случае, когда мышцы ее перенапряжены и малоподатливы волеизъявлению играющего. Перенапряжение мышечных групп плечевого пояса в момент подъема руки не дает возможности начинающему ученику расслабить в должной степени мышцы во время падения руки. В результате неизбежно непроизвольное торможение руки в момент ее падения, которое провоцирует «настороженную реактивность» — «боязнь броска» и еще большее ее перенапряжение.

Предотвратить и компенсировать настороженную реактивность можно только на основе предварительной подготовки руки к ее активному падению при помощи системы специальных упражнений.

На начальной стадии обучения активный бросок руки надо воспитывать сознательно, добиваясь минимально необходимой степени напряжения мышечных групп плечевого пояса во время подъема руки и максимального ее расслабления их при ее падении. Необходимо обращать максимум внимания ученика на те ощущения, которые появляются у него при воспитании каждой из трех фаз двигательного цикла.

 

Воспитание стабильного ощущения руки в подвешенном положении как основа ее функционирования

Ощущения подвешенного состояния руки относятся к категории фундаментальных, поскольку они позволяют организовать все ее силовые — двигательные действия.
Подвешенное положение руки воспитывается на базе двух основополагающих факторов:
1) минимально необходимые напряжения мышечных групп области плечевого пояса, позволяющие удерживать руку на весу и создающие предпосылки для фазы наивысшей физиологической проводимости;
2) стабильное ощущение веса руки в поднятом — рабочем ее положении.

Добиться этих ощущений возможно только на основе мини бросков — первичных импульсов падения руки. Импульс падения позволяет падающей руке, остающейся в подвешенном положении, избавляться от лишних напряжений. Необходимые ощущения подвешенного состояния руки, формируемые после мини-броска, — минимально необходимые напряжения мышечных групп плечевого пояса, особенно зоны лопатки — плечевого сустава, удерживающих руку на весу. Особенно важно в процессе мини-бросков научиться максимально расслаблять мышечные группы плечевого пояса.

В тех случаях, когда у ученика своевременно не воспитано стабильное ощущение свободно падающей руки, фактор «настороженной реактивности» препятствует первичному импульсу свободного падения руки. Рука опускается в рабочее положение, не освободившись в должной мере от сопутствующих напряжений, и ученик не сможет в дальнейшем почувствовать ее подвешенное состояние, а, следовательно, ощущение ее веса при контакте с инструментом — ощущение оптимальной опоры руки на инструмент.

В процессе подготовительных занятий необходимо добиваться такого состояния руки, при котором ощущение ее в опущенном и поднятом положениях были бы максимально идентичными. Стабильное ощущение руки в подвешенном ее положении позволяет ученику легче регулировать степень ее нажимающих действий на струну и тем самым регулировать плотность (силу) извлекаемого звука, предохраняя звук от форсирования. Ощущение веса руки должно неизменно сохраняться при любой динамике и служить первичной базой, на основе которой формируются действия нажима руки.

На этой основе формируется весь начальный период работы.

 

Воспитание в единой системе руки двух взаимозависимых зон — силовой и игровой

 

Завершает цикл предпостановочного периода воспитание в единой системе руки двух взаимозависимых зон. Одна из них — активная или силовая — мышечные группы плечевого пояса и плечевой части руки, вторая — относительно активная или игровая — предплечье, кисть и пальцы — полностью подчиненная генератору силы. Относительно активной зоне руки противопоказаны все самостоятельные (изолированные) силовые двигательные действия. Практически воспитание двух взаимозависимых зон основано на принципе подвешенного состояния всей руки. При этом формируется система двух подвесок: подвеска силовой зоны руки, о чем говорилось выше, и подвеска игровой зоны руки — предплечье, кисть и пальцы — за счет активных усилий мышечных групп силовой зоны руки. В свою очередь, в игровой зоне также возникает система двух подвесок: подвешенное положение предплечья формирует ощущение подвешенного состояния кисти и пальцев.
Воспитание в единой системе руки двух взаимозависимых зон способствует их координации, достижению в руке предпосылок для фазы наивысшей физиологической проводимости и координации активных и пассивных движений — основы технического мастерства исполнителя.

Таким образом, основополагающий принцип единой двигательной системы рук — от общего к частному. Любое локальное движение какой-либо части руки должно быть всегда подчинено общему ее действию. На этой основе воспитывается максимальная управляемость руками.

 

Двигательные действия частей руки

 

Сгибания и разгибания локтевого сустава как неотъемлемая часть общих двигательных действий руки
На передней стороне плечевой части руки расположены бицепсы — мышечные группы, сгибающие руку в локтевом суставе. Они функционируют в тесном контакте с определенными мышцами плечевого сустава, расположенными на передней его стороне, и грудными мышцами, приводящими руку вперед. Все они принимают активное участие в сгибании локтевого сустава и синхронном выносе руки вперед.

На тыльной стороне плечевой части руки расположены трицепсы — мышцы-разгибатели локтевого сустава. Они функционируют в тесном контакте с определенными мышечными группами задней стороны плечевого сустава и зоны лопатки, отводящими руку назад. Таким образом, естественное разгибание локтевого сустава непосредственно связано с синхронным отведением руки назад.

Существует единственный естественный вариант взаимодействия всех мышечных групп, участвующих в сгибании и разгибании локтевого сустава, особенно в период нахождения руки в поднятом рабочем положении. Этот вариант предполагает синхронное движение всей руки вперед при сгибании локтевого сустава и назад — при его разгибании. В данном случае все мышечные группы функционируют согласованно, а выполняемые ими силовые действия требуют минимальных затрат и в должной степени управляемы.

Все значительно усложняется в том случае, когда при сгибании или разгибании локтевого сустава плечевая часть руки остается в неподвижном — статичном положении. Неизбежно происходит раскоординирование действий всех мышечных групп, участвующих в этих движениях. В областях сгибателей и разгибателей локтевого сустава возникают мало управляемые перенапряжения, мгновенно резонирующие на все мышечные группы плечевого пояса.

 

При изолированном сгибании локтевого сустава плечевая часть руки остается в неподвижном состоянии, и ее мышечные группы теряют должный контакт с мышечными группами плечевого сустава и грудной области. Не имея силовой поддержки перечисленных мышечных групп, сгибатели плечевой части руки работают — со значительным перенапряжением — в изолированном, самостоятельном режиме (имеются в виду активные изолированные движения предплечья). Мышечные группы плечевого пояса вместо активных полезных двигательных действий, направленных на вынос руки вперед и сгибание локтевого сустава, напрягаются «вхолостую». В этой зоне мышц появляются так называемые «иррадиирущие напряжения», которые, не находя выхода на полезную работу, непроизвольно распространяются на близлежащие мышечные группы, и негативно влияют на всю мышечную сферу организма. Таким образом, эффективность двигательных действий руки, находящейся в статичном положении, при изолированном сгибании локтевого сустава значительно понижается.

Аналогичная картина наблюдается и при изолированном разгибании локтевого сустава. Мышцы-разгибатели плечевой части руки работают изолированно — вне действий мышечных групп всей руки. Они не контактируют с мышечными группами плечевого сустава и лопатки. Возникающие повсеместно перенапряжения значительно понижают эффективность двигательных действий руки.

Еще более мышечные группы руки перенапрягаются при неестественных направлениях движения ее частей; отведении руки назад при сгибании локтевого сустава или выносе вперед — при его разгибании. В этой связи вызывает возражение культивируемый некоторыми педагогами прием — нарочитый вынос предплечья вперед при неподвижном положении плечевой части руки и изолированное, автономное разгибание локтевого сустава, мотивируемое необходимостью вести смычок параллельно подставке. Это насильственный прием, противоречащий физиологическим закономерностям движений руки. В результате неизбежны перенапряжения всех мышечных групп плечевого пояса и плеча, а также раскоординирование двигательных действий частей руки. Поэтому с первых же занятий необходимо воспитывать у ученика при сгибании и разгибании синхронные движения всех частей руки, не идущие в противоречие с усилиями мышечных групп зоны лопатки — плечевого и локтевого сустава.

 

Итак, сгибания и разгибания локтевого сустава, не входящие в противоречие с физиологическими закономерностями двигательного процесса, — одна из фундаментальных основ двигательных действий как всей руки, так и отдельных ее частей. Активные изолированные движения предплечья, направленные на самостоятельные (вне двигательных действий всей руки) сгибание и разгибание локтевого сустава, неправомерны, ибо неизбежно провоцируют перенапряжения всех частей функционирующей руки, а также их нескоординированные действия. В этой связи в функционирующей руке нарушается принцип размахового движения, анализу которого будет посвящен специальный раздел.

 

Сгибания и разгибания кистевого сустава и пальцев

Двигательные действия кистевого сустава и пальцев — их сгибания и разгибания должны отличаться особой точностью, ибо от этих действий полностью зависит исполнительское мастерство музыканта. Однако эта область — самая слабая и уязвимая часть руки. Необходимо добиваться ее максимальной гибкости и эластичности, строго соблюдая при этом двигательные физиологические закономерности.

Сгибатели кистевого сустава расположены на передней (ладонной) стороне предплечья, а его разгибатели — на внешней. Там же соответственно расположены сгибатели и разгибатели пальцев. Мышцы, отводящие кистевой сустав влево и приводящие его вправо, расположены на соответствующих боковых сторонах предплечья; там же находятся мышцы, отводящие и приводящие большой палец и мизинец влево и вправо.

Двигательные действия кистевого сустава — его сгибание и разгибание, ведение влево и вправо-должны быть строго подчинены силовым действиям соответствующих мышечных групп, расположенных на предплечье. Так как амплитуда естественных движений кистевого сустава весьма небольшая, а мышечные группы, организующие эти движения, не отличаются достаточной силой, все перечисленные двигательные действия не должны быть нарочито преувеличенными — они должны всегда носить вторичный, относительно пассивный характер. Как было отмечено выше, все двигательные действия кистевого сустава должны строго подчиняться силовым действиям мышечных групп предплечья.

Приступая к организации двигательных действий кистевого сустава, необходимо руководствоваться следующими правилами:
1) избегать крайних положений кистевого сустава при любых формах его движений;
2) помнить, что мышцы-сгибатели от природы более развиты, чем мышцы-разгибатели;
3) учитывать, что для кистевого сустава естественны движения круговые или по дугообразной линии, но не нарочито (сугубо) прямолинейные.

Пальцы: основные принципы их функционирования и взаимодействий; хватательный рефлекс

 

Сгибатели четырех пальцев расположены на передней (ладонной) стороне предплечья, а их разгибатели — на внешней. Перечисленные мышечные группы сгибают и разгибают каждый из пальцев поочередно или вместе.
На боковой стороне предплечья, а также на крайних сторонах ладони — возвышениях большого пальца и мизинца — расположены мышцы, отводящие большой палец и мизинец в стороны и приводящие их обратно; эти мышечные группы также принимают непосредственное участие в сгибании и разгибании большого пальца и мизинца.

При игре на музыкальных инструментах мышцы-сгибатели пальцев выполняют основную нагрузку. Учитывая, что они от природы более развиты, чем мышцы-разгибатели, педагог в работе над пальцевыми движениями должен уделять особое внимание противодействиям пальцев — их активному разгибанию.

При сгибании пальцев с особой силой проявляется действие хватательного рефлекса. В большой степени хватательный рефлекс обнаруживает себя также при игре на музыкальных инструментах, связанной с необходимостью постоянно приближать большой палец к указательному, то есть движениям в сторону его сгибания. (Например, постоянно поддерживать шейку инструмента, держать смычок или медиатор и т.п.)

Хватательный рефлекс свойствен ребенку с рождения. Рефлекс усугубляется в результате постоянной потребности ребенка держать пальцы сложенными в кулак, брать в руки предметы, например, игрушки, с преувеличенной силой. Сущность хватательного рефлекса заключается в том, что при сближении большого пальца с остальными образуется некое подобие клещей.

Хватательный рефлекс у ребенка с годами усиливается, ибо постоянная потребность движения большого пальца в сторону его сближения с остальными пальцами и их сгибания провоцирует развитие и без того более сильных мышечных групп-сгибателей. Бороться с проявлением хватательного рефлекса весьма непросто, однако не учитывать это негативное явление в тот момент, когда ученик впервые берет в руки инструмент, значит заранее обрекать его на большие трудности.

Если ребенка предварительно не подготовить к новым, непривычным для него ощущениям в кисти и пальцах, то первые его контакты с инструментом — его шейкой, тростью — будут неизбежно жесткими.

Никакие словесные убеждения педагога: «пальцы должны легко касаться инструмента» — здесь не помогут. Не придав должного значения этой проблеме на первых шагах обучения, разрушить в дальнейшем эти ощущения будет чрезвычайно трудно. Первичные детские ощущения оказываются весьма, если не самыми устойчивыми навыками и с большим трудом поддаются исправлению. Много времени и большие усилия приходиться тратить даже опытному педагогу, чтобы искоренить это зло.

Предлагаемые далее комплексы упражнений имеют своей целью подготовить руку ребенка к новым нестандартным ощущениям, необходимым для мягкого контакта пальцев с инструментом — особенно большого пальца. Избавиться от хватательного рефлекса или хотя бы уменьшить в значительной степени его действие поможет изменение принципа расположения пальцев при сжатии их в кулак. В этой связи рассмотрим два варианта взаимодействий пальцев при сжатии их в кулак — традиционный и нетрадиционный.

Подчеркнем, что цели, преследуемые при традиционном и нетрадиционном вариантах кулака, совершенно различные: традиционный кулак направлен на силовые действия, нетрадиционный — на эластичные.

 

Традиционный метод заключается в том, что пальцы сжимаются в кулак для совершения определенных силовых действий или их усиления. Все пальцы с силой прижимаются к ладони, а большой палец — к указательному. При этом взаимодействия между мышечными группами большого и остальных пальцев проявляются слабо.

Естественно, что пальцы, сжатые подобным образом в кулак, создают в зоне кисти-предплечья не только очаг чрезмерного напряжения, но и провоцируют быструю утомляемость всей руки. При данном варианте значительное усиление хватательного рефлекса неизбежно, ибо он способствует силовым действиям пальцев, сжатых в кулак. Разобщенность пальцевых действий и отсутствие их должного контакта с большим пальцем препятствуют необходимому автоматическому мышечному освобождению. Этому мешает также и усиление при сжатии кулака действий мышечных групп-сгибателей, и без того более сильных, чем мышцы-разгибатели.

После разжатия кулака в зонах кистевого сустава, пальцев и предплечья неизбежно сохраняются значительные остаточные напряжения, которые необходимо постоянно контролировать и компенсировать. Когда ученик впервые берет в руки инструмент, тенденция к встречным движениям большого пальца к остальным, особенно к указательному, провоцирует его совершать действия, аналогичные складыванию пальцев в традиционный кулак и усиливающие хватательный рефлекс.

Педагогу приходится длительное время бороться с этой тенденцией ученика.

Как уже было отмечено, избавиться от хватательного рефлекса или в значительной мере уменьшить его действия поможет нетрадиционный метод складывания пальцев в кулак.

Расположение большого пальца вдоль ладони (по направлению к мизинцу) ведет к сближению мышечных групп большого и оснований всех остальных пальцев. Сближение всех мышечных групп способствует непосредственным контактам всех пальцев и координации их действий. Большой палец, лежащий вдоль ладони, служит своего рода амортизатором, предохраняющим остальные пальцы от непосредственных контактов с ладонью (кистью), чем в значительной степени уравновешивает действия мышц-сгибателей и разгибателей пальцев. Сближение отводящих мышц большого пальца и мизинца во время сжатия кулака во многом способствует координации их действий. После разжатая кулака между крайними пальцами не возникает зоны напряженности, что дает возможность сохранить ощущение эластичности между всеми пальцами и ненапряженное состояние кистевого сустава. При таком состоянии пальцев увеличивается возможность их естественных растяжек — особенно между крайними пальцами.

Непосредственный контакт всех пальцев с большим дает возможность не только ощутить единство их действий, но и легче контролировать степень напряжений, как в самих пальцах, так и в кисти. Предложенный вариант сжатия и разжатая кулака аналогичен действию пружины — активному ее сжатию и автоматическому разжатию.

Таким образом, вместо искусственно создаваемой малоуправляемой силовой зоны в области кистевого сустава и пальцев возникают предпосылки, позволяющие развитие свободных управляемых двигательных действий. Эластичное расположение пальцев позволяет мгновенно расслаблять все мышечные группы.

При нетрадиционном расположении пальцев создаются условия для оптимальных контактов между большим пальцем и остальными; максимально нейтрализуется хватательный рефлекс; воспитывается мгновенная реакция на расслабление всех мышечных групп указанной зоны при разжатии кулака, и в сознании ученика фиксируются оптимальные ощущения второй, крайней точечной зоны руки — кисти и пальцев.

 

Заключение

 

Рука — сложнейшая часть человеческого организма, имеющая свои специфические анатомо-физиологические особенности. Все подвижные части руки — от лопатки до пальцев — единая от природы, взаимосвязанная и постоянно взаимодействующая система мышечных групп. На каких принципах основано единство действий и ощущений всех частей руки? Какие основные факторы необходимо учитывать при воспитании руки как единой двигательной системы, чтобы не нарушить ее баланс?

Мышечные группы руки, двигающие ту или иную ее часть, всегда расположены на один сустав выше того сустава, который они приводят в движение. Так, движение пальцев и кистевого сустава осуществляется мышечными группами, расположенными на предплечье; мышечные группы, двигающие плечевую часть руки, расположены в зонах лопатки плечевого сустава.

Как видим, цепочка двигательных ощущений, формирующих то или иное движение частей руки, стремится снизу вверх:от пальцев к зоне лопатки — через предплечье — плечо, то есть к основному силовому центру руки. Благодаря восходящей цепочке, все двигательные ощущения, возникающие в любой из частей руки, взаимосвязаны, и каждый двигательный импульс, возникающий, к примеру, в пальцах или другой части руки, непременно направлен на зону лопатки.

Что же касается силовых импульсов, осуществляющих непосредственно двигательные действия любой из частей рук, то они идут в противоположном направлении: сверху вниз, от лопатки до пальцев.

 

 

Рассмотрим трехфазовый двигательный цикл на примере движения пальцев — кистевого сустава:

1. Подготовка действия.
Осознание направления и характера движения определенного пальца или группы пальцев; от ощущений в конкретных пальцах запрограммированный двигательный импульс идет по цепочке кверху на мышечные группы лопатки;

2. Действия после достижения двигательного импульса зоны лопатки.
Включение в активное действие силовых мышечных групп лопаточной зоны, посылающих силовой импульс по проводящим путям вниз через мышечные группы плечевого сустава -плечевой части руки — предплечья. При условии ощущения единства всех частей руки силовой импульс, идущий от лопатки, беспрепятственно достигает рабочих органов, т.е. пальцев. Благодаря такой последовательности действий запрограммированный двигательный импульс формирует необходимое целесообразное движение как всей руки, так и отдельных ее частей;

3. Расслабление после действия.

 

 

Максимальное освобождение активно действующих мышечных групп является подготовкой их к следующему действию. Однако регулируемая цикличность возможна только на основе постоянного ощущения всех частей руки как единой двигательной системы на основе оптимального взаимодействия всех суставов: кистевого, локтевого и плечевого.

Таким образом, любое локальное действие какой-либо из частей руки не должно нарушать общего — объединяющего движения всей руки, а также ощущений руки как единой, целостной двигательной системы. Оно должно подчиняться единому принципу: от общего — целого к частному — единичному.

В то же время автономные, изолированные двигательные действия какого-либо из суставов вне контактов с остальными частями руки неизбежно приводят к нарушениям взаимодействий всех частей руки, перенапряженному состоянию мышечных групп, окружающих данный сустав. В результате — в зоне изолированного сустава возникает непроходимость любых импульсов и создается фаза физиологической рефрактерности, которая провоцирует перенапряженное состояние мышечных групп всей руки. К примеру: активные изолированные локальные действия кистевого или локтевого суставов приводят к перенапряжениям мышечных групп в их зонах и неизбежной изоляции их от действий всей системы руки.

Таковы объективные закономерности, которые необходимо неукоснительно соблюдать при воспитании двигательного процесса рук музыканта. На этих кардинальных принципах должна основываться вся система начального музыкального образования. К сожалению, подавляющее количество ошибок, возникающих в постановочный период, связано с недооценкой или недопониманием специфических природных особенностей двигательных действий руки. Педагог, приступая к постановке рук ученика, как правило, не учитывает тот факт, что в обыденной жизни у ребенка постоянно происходит разбалансирование всех частей руки. Основная причина этого явления в том, что у ребенка в процессе всех его действий руками возникает чрезмерная активизация кистевых суставов, их постоянная перегрузка и, вследствие этого, изоляция кистевых суставов от остальных частей рук.

Более всего провоцирует изоляцию кистевого сустава и его постоянно напряженное состояние хватательный рефлекс. Как показывает практика, собрать руку воедино после многих лет изолированных действий-движений отдельных ее частей — процесс весьма сложный. Однако без этого невозможно формирование единства всех двигательных действий руки в процессе игры на инструменте.

 

 

Эмоции и болевые ощущения.

 

«Болевые ощущения в области спины непосредственно связаны с эмоциональным состоянием человека,» — утверждает Холл. В первую очередь это относится к людям творческих профессий — особенно музыкантам, чья специфика деятельности требует постоянного эмоционального и физического напряжения.

«Эмоциональное напряжение способно вызвать приступ, идентичный тому, который имел физические причины …Многие люди, страдающие от болей в спине, не понимают, в какой степени их эмоции влияют на их боли».

Естественно, музыканты, страдающие от боли в спине, вынуждены постоянно «прислушиваться» к своим ощущениям, быть в постоянной напряженности — ожидании болей и часто больше концентрировать свое внимание на состоянии спины, чем на творческих задачах. Подобная «настороженность» значительно снижает творческий потенциал исполнителя, обедняет эмоциональный настрой.

«Хронические боли в спине особенно часто провоцируют депрессии», — констатирует Холл. О каком творческом начале и исполнительской свободе может идти речь в подобном случае!

И, наконец, о средствах, помогающих изменить осанку, снять или хотя бы значительно уменьшить перенапряжение мышечных групп спины. Самым радикальным способом служат рекомендуемые специальные гимнастические упражнения, которые должны войти в обиход ежедневной деятельности человека, стать постоянным его спутником. Особенно это необходимо для людей, никогда не занимающихся гимнастикой и не придающих ей вследствие этого должного значения.

«Я понимаю, насколько сложно внушить идею о необходимости регулярных упражнений пациенту, никогда в жизни никаких упражнений не делавшему», — пишет Холл, «но иного, а тем более, кардинального пути к облегчению страданий человека нет и быть не может. Все остальные средства, в том числе и медикаментозные — временные».

В данной работе (книга «Музыкант и его руки») рекомендуется система специальных упражнений для музыкантов любой специальности, которая основана на строгом учете естественных двигательных возможностей организма и направлена на формирование постановки корпуса и рук.

При воспитании постановки учитывается полная взаимозависимость двигательных действий всех частей корпуса и рук. Система специальных упражнений не преследует сугубо двигательно-силовые цели. Этим она коренным образом отличается от других гимнастик, носящих чисто оздоровительный характер. Ее главная цель — формирование у ученика осознанно управляемых целенаправленно-целесообразных двигательных действий, полностью контролируемых и подвластных его воле. Формируемые на этой основе двигательные действия в дальнейшем будут служить базой для воспитания всех двигательно-игровых навыков музыканта. Подробное изложение проблем, связанных с постановкой корпуса и рук музыканта, обоснование ведущей роли мышечных групп спины при организации этого процесса, а также комплексы специальных упражнений, направленных на формирование взаимодействий частей корпуса и рук, читатель найдет во второй и третьей частях работы.

 

Смысл рекомендаций Холла следующий: корректировка осанки — это не внешний сиюминутный фактор, а принципиальное перераспределение весовых соотношений частей корпуса, направленное на освобождение области спины и позвоночника от чрезмерных перегрузок.

«Движения, разгружающие спину, предусматривают дополнительную нагрузку на мышцы ног».

Для музыкальных профессий последнее указание весьма актуально: нагрузка на мышцы ног, особенно их бедренные части, позволят не толькозм разгрузить спину — особенно в области плечевого пояса, но и значительно легче организовать двигательные действия рук, требующие особой свободы и точности. Большая концентрация нагрузки на мышцы ног дает воожность найти оптимальные точки опоры для корпуса. Таким образом, формируется осанка для музыкантов, играющих стоя.

 

Следовательно, формирование осанки — это психофизиологическое действие, воспитывающее принципиально новые ощущения жизнедеятельности человеческого организма.

«Необходимо выработать новые привычки — способы сидеть, стоять, лежать, поднимать груз, сводящие к минимуму напряжения в спине».

«Новый, более удобный способ жизни, покажется вам более естественным, чем тот, при котором вы испытывали боли».

 

источник : http://all-2music.com/index.html

 

Скачать книгу : Владимир Мазель. Музыкант и его руки.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Поделиться
Присоединиться
Присоединяйтесь к каналу
Подписаться

Введите свой е-мэйл

Присоединиться к еще 113 подписчикам

Консультация по Skype
Луна
Фазы Луны на RedDay.ru (Пермь)